Об авторах

Раздел 1. Основные понятия оценки бизнеса
Глава 4. Подготовка информации, необходимой для оценки
4.2. Внутренняя информация
Далее >> 4.3. Подготовка финансовой документации в процессе оценки>> ВПЕРЕД
<< НАЗАД
>>Главы>>[1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12][13][14]

Структурно-логические схемы

Внутренняя информация характеризует деятельность оцениваемого предприятия. Если читатель отчета не знаком с предприятием, он должен получить максимально полную и точную информацию, чтобы понять особенности оцениваемого предприятия.

Данный информационный блок обычно включает:

  • ретроспективные данные об истории компании;
  • описание маркетинговой стратегии предприятия;
  • характеристику поставщиков;
  • производственные мощности;
  • рабочий и управленческий персонал;
  • внутреннюю финансовую информацию (данные бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах и движении денежных средств за 3—5 лет);
  • прочую информацию.

Если на предприятии разработан бизнес-план, то в разделе, посвященном описанию предприятия, приводятся основные сведения о предприятии: виды деятельности, характеристика отрасли, факторы, влияющие на занятость предприятия, основные показатели текущего финансового состояния предприятия и т. д.

Кроме того, в бизнес-плане должны быть следующие данные:


организационно-правовая форма, размер уставного капитала, сведения о владельцах наибольших долей уставного капитала, контрольных пакетов акций, принадлежность предприятия к концернам, ассоциациям, холдингам.

История компании. В отчете описывается процесс производства продукции по каждому виду производимой продукции и начинается описание с истории компании.

Маркетинговая стратегия предприятия. Маркетинговая стратегия предприятия определяется внешними факторами, о которых речь шла в предыдущем параграфе, а также фазой жизненного цикла производимых товаров (см. рис. ниже) и наличием производственных мощностей.


I-II периоды — разработка и внедрение товара на рынок;

III период — рост объёмов продажи товара. Увеличение объёмов сбыта продукции
обеспечивает преодоление предприятием так называемой точки безубыточности. Условно-постоянные издержки фиксированы и выручка покрывает растущие переменные затраты;

IV период — период насыщения рынка производимой продукцией, предельная отдача снижается.

V период — сокращение объёмов реализации, необходимость выработки дальнейшей стратегии: модернизация выпускаемой продукции или освоение новой.

Анализируя маркетинговую стратегию предприятия оценщик должен сопоставить следующую информацию:

  • объёмы продаж за прошлый (ретроспективный), текущий и прогнозируемый периоды;
  • себестоимость реализованной продукции;
  • цены товаров и услуг, их динамика;
  • прогнозируемое изменение объемов спроса;
  • производственные мощности.

Производственные мощности. Объём выпускаемой продукции определяется с одной стороны спросом на нее, а с другой — наличием производственных мощностей для её производства. Поэтому оценщик, особенно при составлении прогнозов, учитывает данные о наличии производственных мощностей на предприятии с учетом будущих капиталовложений.

Пример. Анализируя рынки сбыта оценщик пришёл к выводу, что с учётом с освоения рынка стран СНГ можно удвоить объём реализуемой продукции, что составит по годам:
2000 г. — 200 млн. шт;
2001 г. — 250 млн. шт.

Однако, производственные мощности предприятия с учетом будущих капиталовложений позволят произвести , соответственно, следующие объёмы:
2000 г. — 180 млн.шт;
2001 г. — 200 млн. шт.

В итоге прогноз объёмов реализуемой продукции будет скорректирован на
производственные мощности.

Рабочий и управленческий персонал. Данный фактор производства оказывает серьёзное влияние на величину стоимости предприятия. В компаниях закрытого типа труд работников может частично компенсироваться акциями компании (программа участия служащих в прибыли) и работники предприятия могут рассматриваться как совладельцы предприятия, владеющие определённым пакетом акций.

Управляющий предприятием может быть ключевой фигурой, обеспечивать эффективное управление и развитие бизнеса. Данный факт должен быть учтён в процессе оценки, например, при расчёте ставок дисконта, так как в случае продажи предприятия его планы в отношении будущей деятельности могут измениться.

Наконец, ещё один аспект анализа данного раздела — уровень заработной платы на предприятии в сравнении со среднеотраслевыми данными. Отклонение в большую или меньшую сторону рассматривается оценщиком с целью выявления особенностей оцениваемого бизнеса и также может корректироваться при нормализации отчетности.

Основные источники информации:

  • бизнес-план;
  • интервью с руководителем предприятия;
  • данные отдела маркетинга;
  • ретроспективная финансовая отчётность.

Внутренняя финансовая отчётность. Целью анализа текущей и ретроспективной финансовой отчётности является определение реального финансового состояния предприятия на дату оценки, действительной величины чистой прибыли, финансового риска и рыночной стоимости материальных и нематериальных активов.

В зависимости от целей оценки направления анализа финансового состояния фирмы меняются. Например, если оценивается стоимость миноритарного (неконтрольного) пакета акций предприятия, то потенциального инвестора в большей степени будет интересовать прогнозная оценка рентабельности фирмы, её способности выплачивать дивиденды.

Основные документы финансовой отчётности, анализируемые в процессе оценки:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчёт о финансовых результатах;
  • отчёт о движении денежных средств.

Кроме того, могут использоваться и другие официальные формы бухгалтерской отчётности, а также внутренняя отчётность предприятия.

В любой компании, особенно закрытого типа, оценщик может почерпнуть информацию из набора важных документов, а также непосредственно от руководителей предприятия.



Целью работы оценщика по сбору внутренней информации являются:

  • анализ истории компании с целью выявления будущих тенденций;
  • сбор информации для прогнозирования объемов продаж, денежных потоков, прибыли;
  • учет факторов несистематического риска, характерных для оцениваемого бизнеса;
  • анализ финансовой документации;
  • интервью с руководителями и сбор дополнительной информации, позволяющей сделать оценку более реалистичной.
Сайт управляется системой uCoz