Об авторах

Раздел 2. Основные подходы к оценке бизнеса

Глава 7. Затратный подход в оценке бизнеса
7.3. Оценка стоимости нематериальных активов
Далее >> 7.4. Оценка рыночной стоимости финансовых вложений>> ВПЕРЕД
<< НАЗАД
>>Главы>>[1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12][13][14]

Структурно-логические схемы

В ряде российских нормативных документов дается определение нематериальных активов, рассматриваются их виды .
Обобщая изложенный в этих документах материал можно отметить, что к нематериальным активам относятся активы:

  • либо не имеющие материально-вещественной формы, либо материально-вещественная форма которых не имеет существенного значения для их использования в хозяйственной деятельности;
  • способные приносить доход;
  • приобретенные с намерением использовать в течение длительного периода времени (свыше одного года).

Нематериальные активы можно подразделить на четыре основные группы:

1. Интеллектуальная собственность (ИС);
2. Имущественные права;
3. Отложенные или отсроченные расходы.
4. Цена фирмы (гудвилл).

1. Интеллектуальная собственность. В рамках ИС выделяются:

  • права на объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест проиcхождения товаров и меры по пресечению недобросовестной конкуренции).

    Состав объектов промышленной собственности определяется согл. ст. I/2 Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Изобретения и полезные модели рассматриваются как техническое решение задачи. Под промышленным образцом понимается соответствующее установленным требованиям художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.

    Товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров — обозначения или названия, служащие для отличия товаров или услуг другого производителя, для отличия товаров, обладающих особыми свойствами. Право на пресечение недобросовестной конкуренции включено в промышленную собственность в связи с тем, что акты недобросовестной конкуренции часто являются нарушением права на объекты промышленной собственности:

  • права на секреты производства (ноу-хау);
  • права на объекты авторского права и смежных прав: все виды научных, литературных, художественных произведений, программные продукты для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем.

Классификация интеллектуальной собственности показана на рис. (см. рис. ниже)


В российском законодательстве многие виды интеллектуальной собственности получили правовое признание.

Действующее законодательство о правах на объекты интеллектуальной собственности складывается из отдельных законов: Патентного закона РФ (от 23 сентября 1992г.), закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (от 23 сентября 1992г.)., закона РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» (от 23 сентября 1992г.), закона РФ «О правовой охране топологии интегральных микросхем» (от 23 сентября 1992г.), Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (от 9 июля 1993г.), закона о «Селекционных достижениях» (от 6 августа 1993г.), Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» с изменениями от 25 мая 1995г., Гражданского кодекса РФ.

2. имущественные права (права пользования земельными участками, природными ресурсами, водными объектами) — вторая группа нематериальных активов. Подтверждением таких прав служит лицензия. Юридическое или физическое лицо, получив лицензию на право пользования недрами, земельными участками и т. д. получает исключительное право пользования в отведенных границах в течение указанного срока.

3. Отложенные или отсроченные расходы — издержки, представленные в виде организационных расходов (гонорары юристам за составление учредительных документов, услуги за регистрацию фирмы, оплата получения лицензии), но все эти расходы осуществляются в момент создания предприятия.

4. Цена фирмы (гудвилл). Под ценой фирмы понимается стоимость ее деловой репутации. Деловая репутация в структуре нематериальных благ выделена согласно ст. 150 ГК РФ.

Гудвилл в деловом мире рассматривается как стоимость деловой репутации фирмы. Одни экономисты интерпретируют гудвилл как стоимость практически всех элементов нематериальных активов, другие определяют гудвилл как величину, на которую стоимость бизнеса превосходит рыночную стоимость его материальных активов и той части нематериальных активов, что отражена в бухгалтерской отчетности (учтена в балансе). В процессе оценки целесообразно использовать понятие «гудвилл» во втором значении.

Сторонники и первой, и второй точки зрения сходятся в том, что гудвилл:

  • присутствует только при наличии избыточной прибыли,
  • не может быть отделен от действующего предприятия, т. е. не может быть продан отдельно от него.

Гудвилл возникает, когда компания получает стабильные, высокие прибыли, ее доход на активы (или на собственный капитал) — выше среднего, в результате чего стоимость бизнеса превосходит стоимость его чистых активов. Гудвилл как экономическая величина принимается на баланс только в момент смены владельца предприятия.

В практической деятельности предприятия часто встает проблема оценки нематериальных активов.

Это происходит в связи с:

  • куплей-продажей прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • добровольной продажей лицензий на использование объектов интеллектуальной собственности;
  • принудительным лицензированием и определением ущерба в результате нарушения прав интеллектуальной собственности;
  • внесением вкладов в уставной капитал;
  • оценкой бизнеса;
  • акционированием, приватизацией, слиянием и поглощением;
  • оценкой нематериальных активов предприятия, проводимой в целях внесения изменений в финансовую отчетность.

К особенностям оценки интеллектуальной собственности можно отнести зависимость стоимости от:

  • объема передаваемых прав;
  • возможности несанкционированного использования;
  • уровня готовности к коммерческому использованию.

Работа по оценке нематериальных активов, прежде всего интеллектуальной собственности, в составе нематериальных активов производится в определенной последовательности:

  • экспертиза объектов интеллектуальной собственности;
  • экспертиза охранных документов (патентов и свидетельств);
  • экспертиза прав на интеллектуальную собственность;

Экспертиза объектов интеллектуальной собственности. Проверяется факт наличия объектов интеллектуальной собственности, а также факт их использования. Для этого необходимо проверить первичные документы, в которых данный объект зафиксирован.

Это может быть конструкторско-технологическая документация, изображения образцов продукции, программы для ЭВМ, базы данных и другая документация.

Экспертиза охранных документов (патентов и свидетельств).
Для объектов промышленной собственности должны иметься официальные охранные документы, подтверждающие права на них — патенты на изобретение и промышленные образцы, свидетельства на полезные модели и товарные знаки.

Объекты авторского права не имеют официальных охранных документов, хотя возможно наличие регистрационных документов, например, свидетельства о регистрации программы для ЭВМ в Рос АПО и права на них возникают непосредственно по факту их создания.

Экспертиза охранных документов проводится прежде всего по территории и срокам действия .

При экспертизе охранного документа по территории необходимо учитывать, на какой территории действует охранный документ.

При экспертизе охранного документа по срокам необходимо проверить соответствие сроков действия документа нормативным срокам, определенным законодательством РФ. Так, патент РФ на изобретение действует 20 лет с даты поступления заявки в Патентное ведомство.

Патент РФ на промышленный образец действует в течение 10 лет с даты подачи заявки с возможностью продления еще на 5 лет. Свидетельство на полезную модель действует в течение 5 лет с возможным продлением до 3 лет (п.3 ст.3 Патентного Закона РФ). Свидетельства на товарный знак, знак обслуживания и наименование мест происхождения товара действует 10 лет, причем возможно неоднократное продление срока каждый раз на 10 лет (п. 1.2. ст. 16 Закона РФ «О товарных знаках»).

Действие охранного документа может быть досрочно прекращено в связи с неуплатой в установленный срок пошлин за поддержание охранного документа в силе. Сведения о досрочном прекращении действия охранных документов публикуются в официальных изданиях Патентного ведомства.

Экспертиза прав на интеллектуальную собственность.
Оценщик должен провести проверку документов, подтверждающих права предприятия на объекты интеллектуальной собственности: патентов, лицензий, свидетельств, учредительных договоров о передаче имущественных прав в уставные капиталы предприятии, контрактов или авторских договоров между предприятием и разработчиками ОИС актов, актов приема-передачи при безвозмездной передаче прав на ОИС.

На предприятии использующем ОИС в качестве нематериального актива должен быть акт о передаче первого в эксплуатацию и постановке на учет. Оценщик должен помнить, что официально незарегистрированные договоры по полной переуступке патента, а также официально незарегистрированные лицензионные договоры на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков признаются недействительными.

Оценщик также должен помнить, что при внесении ОИС в качестве вклада в уставной капитал наряду с учредительным договором одновременно должен быть заключен лицензионный договор на передачу прав. Об этом четко прописано в Постановлении Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 6/8 от 1 июля 1996г. После проведения экспертизы прав на объекты интеллектуальной собственности целесообразно перейти непосредственно к оценочным расчетам.

В процессе оценки данных активов оценщики используют доходный, затратный и рыночный подходы.

Применение доходного подхода в оценке нематериальных активов

Доходный подход представлен:

  • методом избыточных прибылей;
  • методом дисконтированных денежных потоков;
  • методом освобождения от роялти;
  • методом преимущества в прибылях.

Метод избыточных прибылей основан на предпосылке о том, что избыточные прибыли приносят предприятию неотраженные в балансе нематериальные активы, которые обеспечивают доходность на активы и на собственный капитал выше среднеотраслевого уровня. Этим методом оценивают преимущественно гудвилл.

Основные этапы метода избыточных прибылей:
1. Определяют рыночную стоимость всех активов.
2. Оценивают нормализованную прибыль оцениваемого предприятия.
3. Определяют среднеотраслевую доходность на активы или на собственный капитал.
4. Рассчитывают ожидаемую прибыль на основе умножения среднего по отрасли дохода на величину активов (или на собственный капитал). (эт.1* эт.3).
5. Определяют избыточную прибыль (эт.2 — эт. 4). Для этого из нормализованной прибыли вычитают ожидаемую прибыль.
6. Рассчитывают стоимость гудвилла путем деления избыточной прибыли на коэффициент капитализации.

Пример. Предположим, рыночная стоимость активов предприятия оценивается в 40 000 долл., нормализованная чистая прибыль — 16 000 долл. Средний доход на активы равен 15%. Ставка капитализации — 20%. Необходимо оценить стоимость гудвилла. Алгоритм расчета будет иметь следующий вид:

Решение.
Рыночная стоимость активов — 40 000
Нормализованная чистая прибыль — 16 000
Ожидаемая прибыль — 6 000
Избыточная прибыль — 10 000

Стоимость избыточной прибыли (10000 / 0,20) — 5 000

Стоимость избыточной прибыли и рыночной стоимости активов — 90 000

Необходимо учесть, что оценщик должен убрать неоперационные доходы из фактической чистой прибыли предприятия. Некоторые оценщики используют для расчета избыточной прибыли среднюю величину активов и среднюю прибыль за определенный период времени, обычно за пять лет. Но данный подход оправдан, если данные выбранного периода отражают обоснованные будущие ожидания, более того, «аномальные годы» с уровнем прибыли значительно выше или ниже среднего должны быть исключены из рассмотрения.

Использование же простой средней или средневзвешенной величины прибыли за несколько последних лет без учета того, насколько ретроспективная информация отражает возможную будущую прибыль приведет к недооценке или переоценке предприятия.

Важнейшей проблемой при использовании метода избыточных прибылей является правильность выбора ставки капитализации для расчета стоимости гудвилла. Стоимость гудвилла определяется способность генерировать экономическую прибыль.

Обычно инвесторы оплачивают ожидаемую будущую прибыль, получаемую от гудвилла в течение периода, не превышающего пять лет. При таких допущениях ставка капитализации рассчитывается как величина обратная количеству приносящих избыточную прибыль лет, за которые инвестор готов заплатить.

Например, если инвестор готов заплатить сумму эквивалентную пятилетнему избыточному доходу, то ставка капитализации будет равна 20%.

Метод дисконтированных денежных потоков

При дисконтировании денежных потоков проводятся следующие работы:

1. Определяется ожидаемый оставшийся срок полезной жизни, т. е. определяется период, в течение которого прогнозируемые доходы нужно будет дисконтировать.

2. Прогнозируется денежный поток (ДП), прибыль, генерируемая нематериальным активом.

3. Определяется ставка дисконтирования.

4. Рассчитывается суммарная текущая стоимость будущих доходов.

5. Определяется текущая стоимость доходов от нематериального актива в постпрогнозный период (если в этом есть необходимость).

6. Определяется сумма всех стоимостей доходов в прогнозный и постпрогнозный периоды.

Метод освобождения от роялти

Этот метод обычно используется для оценки стоимости патентов и лицензии. Владелец патента предоставляет другому лицу право на использование объекта интеллектуальной собственности за определенное вознаграждение (роялти).

Роялти выражается в процентах от общей выручки, полученной от продажи товаров, произведенных с использованием патентованного средства. Согласно данному методу стоимость интеллектуальной собственности представляет собой текущую стоимость потока будущих платежей по роялти в течение экономического срока службы патента или лицензии.

Размер роялти определяется на основании анализа рынка. Этот метод несет черты как доходного, так и рыночного подходов.

Основные этапы метода:

1. Составляют прогноз объема продаж, по которым ожидается выплаты роялти.
2. Определяется ставка роялти. Данные берутся из таблицы стандартных размеров роялти (см. табл. ниже).
3. Определяется экономический срок службы патента или лицензии. Юридический срок службы и экономический могут не совпадать, поэтому нужно сделать реалистический прогноз относительно продолжительности платежа.
4. Рассчитываются ожидаемые выплаты по роялти путем расчета процентных отчислений от прогнозируемого объема продаж.
5. Из ожидаемых выплат по роялти вычитают все расходы, связанные с обеспечением патента или лицензии (юридические, организационные, административные издержки).
6. Рассчитываются дисконтированные потоки прибыли от выплат по роялти.
7. Определяется сумма текущих стоимостей потоков прибыли от выплат по роялти.

Таблица. Стоимость лицензии методом освобождения от роялти

Номер строкиПоказателиПервый годВторой годТретий год Четвертый годи т.д.
1.Расчетный объем продаж, ден. ед.     
2.Ставка роялти, %     
3.Ожидаемые выплаты по роялти (стр.1 x стр.2), долл.     
4.Расходы, долл.      
5.Прибыль от выплат по роялти (стр.3 — стр. 4), долл.     
6.Фактор текущей стоимости     
7.Текущая стоимость прибыли от выплат по роялти (стр. 5 x стр.6)     
8.Сумма текущих стоимостей прибылей от выплат по роялти, долл.     

Расчет определяемого объема производства продукции лицензии.
Этот показатель определяется исходя из следующих источников:

  • экспертной оценки специалистов лицензиара о возможном объеме производства продукции по лицензии лицензиатом на установленной территории;
  • информации лицензиата о получаемых им объемах производства продукции по лицензии на той же территории.

Определять объем произведенной продукции по лицензии нужно по каждому году с учетом того, что в первые годы освоения выпуска может и не быть, потом будет происходить наращивание объемов, а затем пойдет спад в связи с моральным старением нововведения.

Для расчета берутся цены на дату заключения сделки. Однако, с учетом их изменения за срок действия лицензионного договора они корректируются на базе индексации цен в соответствующих отраслях промышленности. Для проведения индексации в расчетах используются индексы цен, публикуемые в приложениях к БИКИ, издаваемых научно-исследовательским конъюнктурным институтом. Но индексация дается за прошедший период. Поэтому улавливается тенденция и экстраполируется на прогнозный период.

РАСЧЕТНЫЙ РАЗМЕР РОЯЛТИ (R)

Таблица. Стандартные размеры роялти от валового объема реализации лицензионной продукции

Вид изделийСтавки роялти, %
Подъемно-транспортное оборудование5
Литейное оборудование1,5-2,0
Оборудование для цементных заводов3-5
Оборудование для металлургической промышленности4-6
Оборудование для химической промышленности3-5
Оборудование для пищевой промышленности4
Оборудование для очистки воды5
Холодильное оборудование2-4
Нагревательные системы4-6
Печи4—6
Котлы3—5
Воздушные кондиционеры3-4
Клапаны, вентили3-6
Котельное оборудование5
Компрессоры, насосы5-7
Моторы для промышленного назначения4-5
Оборудование для обработки поверхности6-7
Металлические конструкции2-4
Оборудование для текстильной промышленности3-5
Полиграфические оборудование4
Электротехническое оборудование4-7
Реле-аппаратура4-6
Сигнальное оборудование1-1,5
Электрические контрольно-измерительные приборы3-5
Электронное оборудование4-8
Полупроводники1-2
Радиолампы3-4
Аккумуляторы3-4
Электрокабели2-4
Лифты4-5
Станки металлообрабатывающие4-6
Инструмент, оснастка5-7
Сварочное оборудование5-6
Приводы5
Фото-кинотовары3-5
Медицинское оборудование и приборы4-7
Измерительные приборы5-7
Канцелярское оборудование3
Автомоторы и части к ним2-4
Автозапчасти2-3
Буксиры 1-2
Велосипеды3-5
Железнодорожное оборудование3-5
Сельскохозяйственные машины3-5
Скобяные изделия2-5
Ручной инструмент2-3
Бритвы, ножи3
Металлическая мебель1-2
Полуфабрикаты3
Литье 1,5-2
Строительные машины1
Удобрения3
Удобрения-химикаты3
Красители3-4
Ароматические вещества2-4
Продукты органической химии3-3,5
Фармацевтические товары2-4
Изделия из каучука3-3,5
Изделия из стекла2-4
Краски2-3
Клей2-3
Фототовары, химреактивы1-3
Минеральные масла  
Текстильные волокна2-3
Ткани для пошива одежды3
Ткани для промышленных целей3-4
Трикотаж, белье2-4
Обувь 1-5
Кожи3
Деревянная мебель2-3
Бумага1-2
Упаковка бумажная из картона2-3
Копировальная бумага1-2
Книги, печатные издания, игры (без авторских прав)3-6
Спорттовары1-3
Парфюмерия2-5
Пластинки2-5
Изделия из пластмассы3
Суда, судовое оборудование3-5
Стройматериалы2-4
Самолеты, вооружение5-10
Продовольственные товары1-2
Корм для скота2-3
Напитки2-5
Холодильное оборудование для промышленных целей4-6

Таблица. Стандартные ставки роялти по отраслям промышленности от валового объема реализации лицензионной продукции

Отрасль промышленностиСтавка роялти,%
Автомобильная промышленность1-3
Авиационная промышленность6-10
Металлургическая промышленность5-8
Производство потребительских товаров длительного пользования5
Производство потребительских товаров массового спроса с малым сроком использования0,2-1,5
Станкостроительная промышленность4,7-7,5
Текстильная промышленность3-7
Фармацевтическая промышленность2-5
Химическая промышленность2-5
Электронная промышленность4-10
Электрохимическая промышленность1-5


Таким образом, формула цены лицензии на базе роялти будет иметь следующий вид:
, где

Vi — объем определяемого выпуска продукции по лицензии в i-м году (шт., кг, куб. м):
Zi — продажная цена продукции по лицензии в i-м году (у. е.);
Ri — размер роялти в i-м году (в %);
T— срок действия лицензионного договора (года);
i — порядковый номер рассматриваемого года действия лицензионного договора;
Кд— коэффициент дисконтирования.

Берутся ставки роялти из таблицы стандартных ставок, затем с учетом факторов, влияющих на ставку, проводятся уточнения.

Ставка роялти зависит от целой серии факторов:

  • Объема правовой охраны: патентная эта лицензия или беспатентная. Продажа незапатентованной разработки снижает цену лицензии до 30%.
  • Вида лицензионного договора. Наиболее дорогая — полная лицензия, наиболее дешевая — простая лицензия.
  • Срока. Чем больше срок, тем меньше ставка.
  • Спроса на рынке.
  • Научно-технической значимости и коммерческих возможностей использования нововведения.
  • Размера капиталовложений, необходимых для организации производства продукции по лицензии.
  • Правовой защиты изобретений.
  • Объема передаваемых прав использования.
  • Объема передаваемой технической документации: передается ли в полном объеме (конструкторская, технологическая, эксплутационная) или частично (только конструкторская). В последнем случае размер роялти уменьшается до 30%.
  • Зависимости лицензианта от лицензиара в поставках материалов, инструментов, комплектующих изделий, деталей для организации производства продукции по лицензии. А также от объема технической помощи со стороны лицензиара в освоении объекта.
Метод преимущества в прибылях

Часто этим методом оценивается стоимость изобретений. Стоимость изобретений определяется тем преимуществом в прибыли, которое ожидается получить от их использования. Под преимуществом в прибыли понимается дополнительная прибыль, обусловленная оцениваемым нематериальным активом. Она равна разнице между прибылью, полученной при использовании изобретений и той прибылью, которую производитель получает от реализации продукции без использования изобретения. Это ежегодное преимущество в прибытии дисконтируется с учетом предполагаемого времени его получения.

Применение затратного подхода в оценке нематериальных активов

При использовании затратного подхода в оценке нематериальных активов применяются:

  • метод стоимости создания;
  • метод выигрыша в себестоимости.

Метод стоимости создания. Основные этапы:

1. Определяется полная стоимость замещения или полная стоимость восстановления нематериального актива. Выявляются все фактические затраты, связанные с созданием, приобретением и введением его в действие. При приобретении и использовании нематериального актива необходимо учитывать следующие виды затрат:

  • на приобретение имущественных прав;
  • на освоение в производстве товаров с использованием нематериального актива;
  • на маркетинг: исследование, анализ и отбор информации для определения аналогов предполагаемых объектов промышленной собственности.

При создании же нематериального актива на самом предприятии необходимо учитывать следующие затраты:

  • на поисковые работы и разработку темы;
  • на создание экспериментальных образцов;
  • на услуги сторонних организаций (например, на выявление ОИС, за выдачу охранных документов);
  • на уплату патентных пошлин (поддержание патента в силе);
  • на создание конструкторско-технической, технологической, проектной документации;
  • на составление и утверждение отчета.

, где

Зс — сумма всех затрат, связанных с созданием и охраной нематериального актива, (в денежн. ед.);
Зр — стоимость разработки нематериального актива, (в денежн. ед.);
Зпо — затраты на правовую охрану объекта, руб. (в денежн. ед);
P — рентабельность в %;
Кд — коэффициент дисконтирования, с помощью которого разновременные затраты приводятся к единому моменту времени;
i — порядковый номер рассматриваемого года действия.

Зр = (Знир + Зктд) , где

Знир — затраты на проведение НИР (в денежн. ед.);
Зктд — затраты на разработку конструкторско-технической, технологической и (или) проектной документации, связанные с созданием объекта, (в денежн. ед.);

Знир = Зп+Зти+Зэ+Зи+Зо+Здр , где

Зп — затраты на поисковые работы, (в денежн. ед.);
Зти — затраты на проведение теоретических исследований, (в денежн. ед.);
Зэ — затраты на проведение экспериментов, (в денежн. ед.);
Зо — затраты на составление, рассмотрение и утверждение отчета, (в денежн. ед.);
Зи — затраты на проведение испытаний, (в денежн. ед.);
Здр — другие затраты, (в денежн. ед.);

Зктд=Зэп+Зтп+Зрп+Зр+Зи+Зан+Зд , где

Зэп — затраты на выполнение эскизного проекта, (в денежн. ед.);
Зтп — затраты на выполнение технического проекта, (в денежн. ед.);
Зрп — затраты на выполнение рабочего проекта, (в денежн. ед.);
Зр — затраты на выполнение расчетов, (в денежн. ед.);
Зи — затраты на проведение испытаний, (в денежн. ед.);
Зан — затраты на проведение авторского надзора, (в денежн. ед.);
Зд — затраты на дизайн, (в денежн. ед.);

2. Определяется величина коэффициента, учитывающего степень морального старения нематериального актива.

Кмс = 1 - Тд / Тн, где

Тн — номинальный срок действия охранного документа;
Тд — срок действия охранного документа по состоянию на расчетный год.

3. Рассчитывается остаточная стоимость нематериального актива с учетом коэффициента технико-экономической значимости, коэффициента морального старения.

Со = Зс * Кмс * Кт * Ки, где

Со — стоимость объекта (нематериального актива);
Зс — сумма всех затрат;
Кмс — коэффициент морального старения;
Кт — коэффициент технико-экономической значимости (определяется только для изобретений и полезных моделей);
Ки — коэффициент, отражающий процессы в i-м году, учитывается на основе динамики цен.

Коэффициент технико-экономической значимости Кт устанавливается по следующей шкале: (Шкала предложена специалистами Инженерной академии РФ)

1.0 — изобретения, относящиеся к одной простой детали, изменению одного параметра простого процесса, одной операции процесса, одного ингредиента рецептуры;

1.5 — изобретения, относящиеся к конструкции сложной детали неосновного узла, изменению нескольких параметров несложных операций, изменению нескольких неосновных ингридиентов в рецептуре;

2.0 — изобретения, относящиеся к одному основному или нескольким неосновным узлам, части неосновных процессов, части неосновной рецептуры;

2.5 — изобретения, относящиеся к конструкциям машин, приборов, станков, аппаратов, технологическим процессам, рецептурам;

3.0 — изобретения, относящиеся к конструкциям со сложной системой контроля, сложным комплексным технологическим процессам, рецептуре особой сложности;

4.0 — изобретения, относящиеся к конструкциям, технологическим процессам, рецептуре особой сложности и, главным образом, относящиеся к новым разделам науки и техники;

5.0 — изобретения, не имеющие прототипа — пионерские изобретения.

При оценке стоимости нематериального актива, иногда используется такой метод затратного подхода как метод выигрыша в себестоимости. Он содержит элементы как затратного, так и рыночного подходов. Стоимость нематериального актива измеряется через определение экономии на затратах в результате его использования, например, при применении ноу-хау.

Пример. Предприятие владеет ноу-хау производства изделия. Затраты на производство изделий без использования ноу-хау составляют 6,5 $ за штуку. При этом 45% себестоимости представляют собой затраты труда. Рассматриваемое предприятие продает 300.000 изделий в год.
Ноу-хау дает предприятию возможность экономить на каждом выпускаемом изделии 1,25 $ за счет используемых материалов и 40% трудовых затрат. По прогнозам это преимущество сохранится в течение 6 лет. Необходимо оценить стоимость ноу-хау при ставке дисконта 15%.

Решение.
1. Экономия материала
300.000 шт. х 1,25 = 375.000 $;
2. Экономия трудовых затрат:
Себестоимость продукции без использования ноу-хау:
300.000 шт. х 6,5 = 1.950.000 $;
Трудовые затраты (45%) = 877.500 $;
Экономия трудовых затрат:
40% х 877.500 = 351.000 $;
3. Выигрыш в себестоимости:
726.000 = (375.000 + 351.000);
4. Продолжительность преимущества в себестоимости 6 лет;
5. Вычисление стоимости:
Фактор текущей стоимости аннуитета (6 лет по ставке 15%) 3,784;
Стоимость: 726.000 х 3,784 = 2.747.184 $.

Сравнительный подход основан на принципе эффективно функционирующего рынка, на котором инвесторы покупают и продают аналогичного типа активы, принимая при этом независимые индивидуальные решения. Данные по аналогичным сделкам сравниваются с оцениваемыми.

Преимущества и недостатки оцениваемых активов по сравнению с выбранными аналогами учитываются посредством введения соответствующих поправок.

Необходимо учесть, что в силу специфики оцениваемого объекта существуют значительные ограничения на применение сравнительного подхода при оценке нематериальных активов.

Оценка стоимости средства индивидуализации. Понятие товарного знака. Классификация товарных знаков.

По типовой классификации объектов интеллектуальной собственности товарные знаки относятся к так называемым объектам промышленной собственности наряду с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами и селекционными достижениями.

В соответствии с федеральным законом «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров», принятом в 1992 году,
товарный знак — обозначение, способное отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

Определением выделены
две основные функции товарного знака:

1. отличительная;
2. индивидуализирующая;

Кроме того, можно выявить
вспомогательные функции товарного знака:

1. рекламную (продвижение товара);
2. стимулирующую (стимулирует поддерживать (повышать) качество товара);
3. охранительную (защищает товарный знак от использования третьими лицами);
4. регулирующую (упорядочивает выпуск и статус товаров).

На сегодняшний день можно с уверенностью говорить, что по крайней мере на рынке потребительских товаров и услуг конкуренция непосредственно между товарами уступила место конкуренции
товарных знаков. Потребитель не утруждает себя изучением потребительских свойств конкретных товаров, полностью доверяя известной ему торговой марке. Из-за этого повышается роль правовой охраны товарных знаков. Товарные знаки являются фактором расширения экспорта. Непонимание значения товарных знаков для роста рыночного потенциала подрывает конкурентные позиции российских производителей.

Как объект промышленной собственности
товарный знак подлежит правовой охране путем государственной регистрации и получения свидетельства на товарный знак.

Через государственную регистрацию:

а) фиксируется объект охраны, т. е. перечень товаров, для обозначения которых используется товарный знак;
б) оповещаются третьи стороны об исключительных правах владельца на товарный знак, то есть (согласно ст.4 п.l Закона «О товарных знаках...») «владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в России товарный знак без разрешения его владельца».

Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического, либо физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность и, будучи оборотоспособным активом, может быть объектом реальной оценки. В современной патентоведческой литературе и в прикладных экономических исследованиях выделяют различные критерии классификации товарных знаков.

а) по формам выражения товарные знаки делятся на:

1. Словесные — Представляют собой слово, сочетание слов, логически выстроенную фразу. Данный вид товарных знаков воздействует в первую очередь на слуховое восприятие пользователя.

2. Изобразительные — Представляют собой плоское художественное изображение. Воспринимаются пользователем визуально. Рассчитаны на зрительное запоминание.

3. Объемные — Представляют собой трехмерное воспроизведение с отличительными индивидуальными чертами. Рассчитаны на визуальное восприятие.

4. Комбинированные — Представляют собой комбинацию двух пли трех из вышеперечисленных видов товарных знаков. Например, изображение совместно с написанием.

б) по основаниям использования: индивидуальные и коллективные товарные знаки. Индивидуальный товарный знак — обозначение, регистрируемое на имя отдельного юридического или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.

Коллективный знак
— знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и/или реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными характеристиками;

в) по географическому распространению: локальные, национальные, международные.

Развитие национальных и международных патентно-правовых отношений приводит к трансформации товарного знака из средства индивидуализации товара в самостоятельный товар.
Кругообороту товарных знаков, свойственна все большая схожесть с кругооборотом обычных товаров. И роль оценки стоимости прав на товарные знаки заключается в создании предпосылок для вовлечения их в оборот. Развиваются новые формы обращения товарных знаков: франчайзинг, залог, страхование, лицензирование.

Причем лицензирование товарных знаков становится одним из наиболее прибыльных видов международной торговли промышленной собственностью. В общем объеме лицензионных сделок доля договоров по товарным знакам составляют примерно 65%.

В России внутренний оборот прав на товарные знаки стал зарождаться после 1992 года, когда были приняты нормативные документы, регламентирующие данный процесс, в том числе закон «О товарных знаках...», «Гражданский кодекс РФ». Следует отметить, что темпы роста количества лицензионных договоров по товарным знакам превышают аналогичный показатель по другим видам промышленной собственности.

Цели оценки товарного знака

Теория оценки выделяет целую совокупность случаев, когда может иметь место оценка прав на товарные знаки.

Как правило, оценка прав на товарные знаки не выделяется из общего понятия оценки интеллектуальной собственности и нематериальных активов. Это вполне обосновано, так как большинство ситуаций, в которых необходима оценка нематериальных активов, применимо и к товарным знакам.

1. Внесение товарного знака в качестве вклада в уставный капитал. Будучи средством идентификации товаров и услуг, раскрученный товарный знак имеет несомненную ценность для вновь создаваемого предприятия как залог успешного продвижения на рынке его товаров. Поэтому, при внесении товарного знака в качестве вклада в уставный капитал требуется независимая оценка.

2. Купля-продажа прав на товарный знак (договор уступки прав на товарный знак).

Согласно стандартному договору уступки прав на товарный знак, стоимостное вознаграждение передающей стороны определяется согласованным решением двух сторон, участвующих в договоре. Независимая оценка в подобных случаях законом не требуется. Тем не менее, и в зарубежной, и в российской практике стороны все чаще стремятся определять стоимость прав на передаваемый товарный знак с привлечением независимого оценщика.

3. Заключение лицензионных соглашений.
Оценка товарных знаков в целях заключения лицензионных договоров является одним из самых перспективных направлений оценки товарных знаков.

Развитие франчайзинга в РФ также дало толчок к оценке товарных знаков применительно к данному случаю. Формирование нормативной базы, регулирующей обращение товарных знаков на территории РФ, а также сформировавшаяся деловая практика в этой области привели к тому, что основные параметры сделки, рассматриваемые в лицензионном соглашении на использование товарного знака в России в основных аспектах идентичны аналогичным параметрам лицензионных соглашений, оговариваемым в соответствии с международной практикой.

4. Определение ущерба в результате нарушения прав на товарный знак (производство и реализация контрафактной продукции).

В связи с массовым использованием известных товарных знаков при производстве контрафактной продукции в Российской Федерации данный вид оценки имеет весьма широкие перспективы. Тем не менее его применение тормозится слабой защитой интеллектуальной собственности и слабой разработанностью механизма выявления и борьбы с фактами нарушения прав на объект промышленной собственности и товарные знаки в частности.

5. Реструктуризация и приватизация предприятия.
При слиянии, поглощении, разделении, выделении, а также при новой эмиссии акций заинтересованные стороны должны выяснить всю совокупность активов, которыми владеет реструктуризируемое предприятие. В их число входят и нематериальные активы.

В этой ситуации товарные знаки и другие объекты промышленной собственности могут составлять значительную долю в активной части баланса предприятия.

6. Процесс банкротства предприятия.
Несмотря на то, что Закон «О несостоятельности (банкротстве)» не требует проведения независимой оценки нематериальных активов ни в одной из стадий банкротства, такая возможность допускается и при наблюдении, и при внешнем управлении, и при конкурсном производстве.

7. Получение предприятием кредита.
В качестве обеспечения кредита могут выступать любые активы предприятия. Российская практика уже знает случаи оценки товарных знаков с целью определения стоимости кредитного обеспечения, хотя такие случаи пока носят единичный характер. В будущем расширению использования права на товарный знак в качестве залога будет способствовать сближение критериев охраноспособности актива по российскому законодательству с критериями и принятыми в других ведущих в области патентно-лицензионной деятельности странах мира (США, Япония, ФРГ, Великобритания и др.), так как это увеличит ликвидность патентных прав.

8. Страхование товарного знака.
Существует множество причин возможной полной или частичной утраты прав на товарный знак. От ненадлежащего оформления прав на товарный знак до нарушения патентного права путем выпуска контрафактной продукции. Все эти риски в теории могут быть застрахованы. Тем не менее отечественная практика пока не знает случаев подобного страхования.

Доходный подход в определении стоимости товарных знаков.

Оценка стоимости товарных знаков начала развиваться с конца 80-х годов. Несмотря на тот факт, что некоторые товарные знаки существуют более столетия, очень медленно приходило понимание того, что товарные знаки могут быть оценены, также как и материальные активы.

Оценка товарных знаков, как и любого другого вида промышленной собственности, традиционно осуществляется тремя подходами: доходным, затратным и сравнительным.

Сразу оговоримся, что, на наш взгляд, применительно к товарным знакам наиболее целесообразно использовать различные методы доходного подхода, так как именно доход, получаемый от использования товарного знака, в наибольшей степени определяет его стоимость.

Использование сравнительного подхода в российских условиях затруднено в связи с крайне скудной базой сравнения (небольшим количеством уже оцененных товарных знаков), а также в связи с закрытостью информации о результатах проведенных оценок.

Затратный подход в большей степени применим для оценки вновь создаваемых товарных знаков, то есть знаков, еще не выпущенных на рынок. Более подробно вопросы применения различных методик оценки в зависимости от целей оценки будет рассмотрен.

В зависимости от подхода и конкретного метода, применяемого в оценке товарного знака, будет различаться тот объем информации, который необходимо собрать для объективной оценки стоимости.

При оценке товарного знака одним из методов доходного подхода оценщик должен собрать следующую информацию:

  • регистрационные документы (свидетельство) на товарный знак, подтверждающие его правовую защищенность;
  • полный перечень продукции, выпускаемой под этим товарным знаком, прогнозируемые объемы выпуска, цены, себестоимость и др. показатели:
  • аналогичные показатели по отрасли;
  • факты обременения оцениваемого товарного знака какими-либо обязательствами;
  • расходы, связанные с поддержанием защищенности товарного знака (продлением срока действия свидетельства на товарный знак);
  • данные для расчета ставки дисконта при приведении к текущей стоимости генерируемого товарным знаком потока доходов;
  • стандартные (или выведенные) ставки роялти при использовании метода освобождения от роялти.

В рамках доходного подхода при оценке товарных знаков традиционно выделяются четыре основные метода.

  • метод дисконтированных будущих прибылей;
  • метод избыточных прибылей;
  • метод освобождения от роялти;
  • метод преимущества в прибылях.

Основываясь на методе дисконтированных будущих прибылей, оценщик приводит прогнозируемые доходы, генерируемые товарным знаком, по соответствующей ставке дисконта, к чистой текущей стоимости (Net Present Value — NPV).

Оценка товарного знака включает в себя 3 элемента:

  • анализ рынка (с целью определить условия, в которых функционирует компания-владелец товарного знака и уровень конкурентной борьбы)
  • финансовый анализ для идентификации доходов, создаваемых бизнесом, использующем товарный знак (т. е., с целью установить поступления, относящиеся к маркированному данным товарным знаком продукту и выявить долю доходов, обеспеченную непосредственно товарным знаком — добавочную стоимость, принесенную именно товарным знаком — для этой цели компанией Brand Finance разработан метод Brand Value Added™)
  • определение рисков, связанных с товарным знаком для определения ставки дисконта.

Необходимо определить не только потенциал товарного знака, необходимый для того, чтобы создавать прибыль, но и вероятность получения прибыли и риск возможных убытков. И, как следствие, необходимо точно рассчитать размер ставки дисконта.

В качестве иллюстрации предлагается опыт компании Brand Finanсе, коллектив которой разработал особую методику расчета ставки дисконта через так называемую rendeta ™.

Для дисконтирования потока доходов используется ставка дисконта, рассчитанная по формуле R = Rf + rendeta x Rf.

Первая часть формулы — это безрисковая ставка. Она корректируется с учетом коэффициента, исчисленного с помощью метода rendeta™ и определенного для каждого товарного знака индивидуально. Вторая часть формулы — это расчет премии за риск. При расчете rendeta оценщик сначала определяет рейтинг товарного знака по специальной таблице экспертным путем (в баллах):

ПоказательЗначение
время действия на рынке(0-10)
уровень сбыта(0-10)
доля рынка(0-10)
позиция на рынке(0-10)
уровень роста продаж(0-10)
ценовая надбавка(0-10)
эластичность цены(0-10)
маркетинговая поддержка(0-10)
эффективность рекламы(0-10)
сила товарного знака(0-10)
итого(0-100)

Каждый знак получает рейтинг в интервале от нуля до ста баллов. Сам процесс ранжирования товарного знака можно сравнить с обычными кредитными рейтингами, в соответствии с которыми банки определяет кредитоспособность клиента и ставку, под которую ему будут ссужены средства.

Рейтинг товарного знака
ОценкаРейтингОценкаРейтинг
91-100ААА41-50В
81-90АА31-40ССС
71-80А21-30СС
61-70ВВВ11-20С
51-60ВВ0-10D

Соответственно, средний товарный знак, то есть получивший рейтинг в 50 баллов, получит и среднюю составную ставку дисконта для данного сектора рынка на данном национальном рынке. В то время как знак, получивший 100 баллов, теоретически является безрисковым и должен дисконтироваться по безрисковой ставке. Однако в реальности существование такого товарного знака практически невозможно.

Оценка 0 означает наивысшую ставку дисконта с удвоением той надбавки, что была сделана к безрисковой ставке заимствования.
Предлагаемый график иллюстрируют метод rendeta ™.



Таким образом, к безрисковой ставке дисконтирования прибавляется премия за риск, рассчитанная путем умножения безрисковой ставки на коэффициент
rendeta ™,соответствующий оценке (рейтингу) товарного знака. Это проиллюстрировано диаграммой, где безрисковая ставка условно принята равной 8%.


Товарный знак, имеющий рейтинг ААА (его можно назвать совершенным товарным знаком), является безрисковым и будет дисконтироваться в нашем случае по ставке 8%, предложенной компанией Brand Finance.

Товарный знак с рейтингом ВВ будет дисконтироваться по безрисковой ставке плюс рисковая надбавка, равная безрисковой ставке. И наконец, знак, имеющий рейтинг D, получат удвоенную безрисковую ставку в качестве премии за риск.

Метод дисконтирования будущих прибылей выражается формулой:

,
где ТСтз — текущая стоимость товарного знака,
Кхп — коэффициент, учитывающий дополнительную прибыль, связанную с применением товарного знака, и зависящий от характера производства продукции, защищенной товарным знаком.

Значения этого коэффициента определяются по шкале:
0.1 — индивидуальное производство;
0.1-0.2 — мелкосерийное производство;
0.2-0.3 — серийное производство;
0.3-0.4 — крупносерийное производство;
0.4-0.5 — массовое производство.

В случае, если очно невозможно определить характер производства, значение коэффициента можно определить экспертным методом, с учетом того, что, по зарубежным данным, дополнительная прибыль, связанная с применением раскрученного товарного знака, может составлять от 15 до 30%.

i — код (индекс) года (i = 1,2,3...Т, где Т — планируемый срок выпуска продукции, защищенной товарным знаком);

ЭВДi — эффективный валовой доход в i-м году, определяемый по формуле:

ЭВДi = 0i*Цi,

где Оi — объем реализованной продукции в i-м году; Цi — вероятная цена единицы продукции в i-м году;

Нпi — норма прибыли в i-м году (определяемая экспертным методом в зависимости от конъюнктуры рынка, характера производства и др.), обычно лежащая в интервале от 10 до 20% (в западной практике), Нпi может быть const.;

СДi — ставка дисконта в i-том году (Сдi может быть const.).

Вместо произведения ЭВД*НП может быть взята величина чистого дохода (ЧД) — если по конкретным данным оцениваемого объекта оценщику легче получить информацию о ЧД, чем раздельную информацию об ЭВД и НП.

Стоимость товарного знака может быть определена и методом освобождения от роялти.

Суть метода освобождения от роялти заключается в том, что стоимость объекта промышленной собственности, по которому заключено лицензионное соглашение, рассматривается как текущая сумма всех лицензионных платежей (роялти) по данному лицензионному соглашению.

Напомним, что формула цены лицензии на базе роялти будет иметь следующий вид:

,
где Vi — объем определяемого выпуска продукции по лицензии в i-м году;
Ri — размер роялти в i-м году;
Zi — продажная цена продукции по лицензии в i-м году;
Kg — коэффициент дисконтирования.

Следует отметить, что данная формула отражает именно стоимость лицензионного договора по товарному знаку, а не стоимость товарного знака как такового.

Метод преимущества в прибылях.

Под преимуществом в прибыли понимается дополнительная прибыль, генерируемая оцениваемым товарным знаком. Преимущество в прибыли образуется либо по сравнению с предприятиями, выпускающими аналогичную продукцию, но без использования оцениваемого товарного знака, либо по сравнению с выпуском продукции тем же предприятием, но до использования оцениваемого товарного знака.

Суть данного метода заключается в том, чтобы спрогнозировать и оценить в денежной форме преимущество в прибыли, возникающее на протяжении всего срока использования товарного знака, привести его к текущей стоимости и просуммировать — это и будет стоимостью оцениваемого товарного знака.

Затратный подход в оценке товарных знаков.

Методы затратного подхода как правило показывают стоимость объекта оценки с позиций прошлых или настоящих затрат на создание оцениваемого объекта интеллектуальной собственности или приобретение альтернативного (замещающего) аналогичного по назначению и выполняемым функциям объекта. Это и полной мере относится и к товарным знакам.

Если оценка производится не в момент создания товарного знака, то все затраты необходимо привести к текущей стоимости:



где 3дi - затраты на дизайн в i-м году;
Зпi — затраты на правовую охрану в i-м году;
3мi — затраты на маркетинг в i-м году;
3pi — затраты на рекламу в i-м году;
Кэв — коэффициент эстетического восприятия рекомендовано принимать согласно следующим значениям:

1.3- при использовании более 10 лет, мировая известность у потребителей.
1.2- при использовании более 5 лет, широкая узнаваемость.
1.1- при использовании менее 5 лет, устойчивая ассоциация у потребителей по отношению к производителю.
1.05- при использовании не менее 3 лет.
1- при использовании в течение 1 года

Р — рентабельность (в %);
Кв — коэффициент времени использования товарного знака;

Кв = 1 + Тф/Тн,
где Тф — фактический срок службы товарного знака;

Тн — номинальный срок службы товарного знака (целесообразно в знаменателе, чтобы определить силу товарного знака оставлять 10 лет);

Kиi — коэффициент индексации в i-м году;

М — коэффициент масштабности использования товарного знака при следующей величине товарооборота:

до 10 тыс.долл. в месяц — М=1.0;
10-50 тыс.долл. в месяц — М=1.2;
50-100 тыс.долл. в месяц — М=1.4;
100-500 тыс.долл. в месяц — М=1.6;
500-1000 тыс.долл. в месяц — М=1.8;
более 1 млн.долл. в месяц — М=2.0;

Выше уже говорилось, что в силу небольшого числа и закрытости информации об уже оцененных товарных знаках рыночный подход пока не находит широкого применения в России. Тем не менее, в теории сравнительный подход применим в частности в виде метода прямого сравнения анализа продаж, суть которого состоит в сравнительном анализе рыночных продаж сопоставимых товарных знаков и внесении соответствующих поправок в стоимость товарных знаков.

Следует учитывать, что в силу специфики объекта оценки оценщику необходимо внести множество поправок в стоимость товарного знака.

В частности межрегиональный научный фонд «Промышленная собственность» рекомендует учитывать следующие факторы:

  • рыночная новизна товарного знака и ее динамика;
  • состояние и прогноз расширения рынков сбыта товаров или услуг, маркируемых товарным знаком;
  • изменение соотношения цен на продукцию компании;
  • изменение цен на однородную продукцию компаний-конкурентов;
  • стадия научно-технического развития продукции;
  • наличие однородной продукции (собственного производства либо конкурентов);
  • социально-экономическая значимость продукции;
  • долевое участие на региональном и мировом товарных рынках однородной продукции (в динамике);
  • устойчивость платежеспособного спроса на продукцию в компании (к динамике);
  • наличие, возможность и сроки регистрации товарного знака (и его правовой защиты) в странах экспорта (патентно-правовая информация);
  • другие факторы в зависимости от специфики компании, товарного знака,
    маркируемой продукции и т. п.

3. Особенности применения методик оценки товарных знаков при различных целях оценки.

В данном разделе приведены особенности проведения оценки товарных знаков при различных целях оценки. Несмотря на то, что в большинстве случаев оценщику целесообразно находить рыночную стоимость товарного знака, в ряде целей оценки существуют свои нюансы, так или иначе влияющие на искомую стоимость товарного знака.


Сайт управляется системой uCoz