|
Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СТАНДАРТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЦЕНЩИКОВ
Организационные аспекты занимают важнейшее место в оценочной деятельности, охватывая (помимо уже рассмотренных базисов и методов оценки, фундаментального определения рыночной стоимости объекта оценки) такой широкий спектр вопросов, как: • государственное и общественное (негосударственных профессиональных ассоциаций) регулирование оценочной деятельности; • стандарты оценочной деятельности (оценки различных типов недвижимости, измерения, договорных и отчетных документов, этики и профессионального образования оценщиков и др.). Адекватность организационных аспектов и стандартов оценочной деятельности обеспечивают так необходимое в современном глобальном бизнесе взаимопонимание и взаимное признание профессионалов-оценщиков, действующих на различных рынках недвижимости.
2.1 Организация и стандарты оценочной деятельности в России
2.1.1 Роль государства в регулировании оценочной деятельности
Роль государства в регулировании оценочной деятельности определяется соответствующим законодательством, которое включает: · Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; · принимаемые в соответствии с ним законы и иные нормативные акты федерального уровня и уровня субъектов федерации; · международные договоры Российской Федерации. Центральное место в этом списке занимает принятый в июле 1998 г. Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" № 135-ФЗ (далее — ФЗО).
Примечания
Следует отметить, что в странах западной демократии специальный государственный закон, регулирующий оценочную деятельность, — явление малораспространенное. В большинстве стран основные вопросы регулирования недвижимости сосредоточены в гражданских и земельных кодексах, законах о налогах. Тем не менее есть зарубежные примеры действующих правовых актов, связанных именно с оценочной деятельностью, например в Германии (1988).
Федеральный закон закрепил ведущую роль государства в регулировании оценочной деятельности в Российской Федерации, подтвердив тем самым традиционную отечественную склонность к преимущественно централизованным схемам управления. Основные регулирующие функции в конечном счете были делегированы уполномоченному представителю федеральной исполнительной власти, в настоящее время — Министерству имущественных отношений Российской Федерации (далее — Минимуществу России). При этом в главе III ФЗО определены основные управленческие функции этого представительного органа: · контроль за осуществлением оценочной деятельности, · регулирование оценочной деятельности, · взаимодействие с другими органами государственной власти (других отраслей, связанных с недвижимостью) по вопросам оценки и координация их деятельности, · согласование проектов стандартов оценки, · согласование требований к образовательным учреждениям и программам, связанным с профессиональной подготовкой оценщиков. Кроме того в ФЗО было установлено требование об обязательном централизованном лицензировании оценочной деятельности (см. ст. 23, 24).
Примечания
Отметим, что государственное лицензирование оценщиков не является типичным требованием в зарубежной практике регулирования оценочной деятельности, а чаще эта функция передается общественным профессиональным сообществам, как это, например, делается в США и Великобритании, других странах Западной Европы.
В организационном плане принципиально, что закон в регулировании оценочной деятельности предусматривает для государственных уполномоченных органов взаимодействие с негосударственными структурами — саморегулируемыми организациями (ст. 22 ФЗО), которые могут выполнять следующие функции: · защищать интересы оценщиков, · содействовать повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков, · содействовать разработке образовательных программ для профессионального обучения оценщиков, · разрабатывать собственные стандарты оценки, · применять собственные средства контроля качества оценочной деятельности.
Примечания
В плане эффективного управления недвижимостью исключительно важно установление областей обязательного проведения оценки (см. ст. 8 ФЗО). Так, все без исключения операции с государственной и муниципальной собственностью требуют обязательной оценки вовлеченных в сделки объектов недвижимости. В числе таких операций: приватизация, передача в доверительное управление, сдача в аренду, использование в качестве предмета залога, продажа или иное отчуждение, передача объектов в качестве вклада в уставные фонды совместных предприятий, акционерных обществ и других типов объектов совместной хозяйственной деятельности.
Приводимый ниже рис. 2.1 иллюстрирует основные направления и формы государственного регулирования оценочной деятельности. В регионах Российской Федерации, в субъектах федерации и муниципальных структурах на местах регулирование оценоч- ной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством в рамках региональных и муниципальных органов разветвленной системы Минимущества России.
Рис. 2.1. Государственное регулирование и взаимодействие организаций в различных областях оценочной деятельности
2.1.2 Оценка недвижимости в российском законодательстве
Наиболее важные области законодательного регулирования вопросов оценки
Предварительно необходимо отметить два методически важных положения.
1.
Обязательность оценки, предписанная положениями Федерального закона
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в частности, для любых
операций, связанных с государственной и муниципальной собственностью),
вовсе не предписывает обязательные методы оценки и однозначную
обязательность использования результата. Даже безусловные предпочтения,
отданные рыночной стоимости, строгое следование положениям закона приводят
только к ситуации, когда: "...итоговая величина рыночной или иной стоимости
объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке,
которые 2. Из этого же положения (ст. 12 ФЗО) следует, что существуют ситуации, когда действуют установленные законодательством вполне определенные правила проведения оценки, отклонение от которых попросту является незаконным.
Примечания
В англоязычной литературе такие области оценки определяются как Statutory Valuation, т.е. буквально "оценивание по установленным в законах положениям".
Рассмотрим наиболее важные (с позиций управления недвижимостью) области российского законодательства, в которых устанавливаются роль и правила оценки (или ожидается, что будут устанавливаться исходя из мировой практики), и как это в них зафиксировано к настоящему времени. Это:
• бухгалтерский учет; • налогообложение; • приватизация; • национализация и принудительный выкуп; • банкротство; • залог (ипотека); • техническая инвентаризация (строительная оценка и строительные нормы);
•
элементы нормативно-законодательного регулирования
Примечания
Следует отметить, что в принципе могут существовать и иные области, где законодательно регулируются вопросы оценки, например, арест имущества, семейные имущественные отношения (раздел имущества между супругами), арбитражные аспекты и т.д.
Итак, рассмотрим некоторые области законодательного регулирования вопросов оценки.
Бухгалтерский учет
Федеральный закон о бухгалтерском учете (№ 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. с дополнениями №123-Ф3 от 23 июля 1998 г.) в статьях 11 и 12 устанавливает принципы оценки и технической инвентаризации имущества организации для различных типов оцениваемых активов, причем: · отражение оценки имущества организации производится в денежном выражении; · оценка имущества, приобретенного за плату, — путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; · оценка имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; · оценка имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления;. · амортизация на все типы оцениваемого имущества начисляется в установленном порядке (как правило, по линейному алгоритму) и независимо от результатов текущей хозяйственной деятельности; · допускается применение других методов оценки в случаях, предусмотренных законодательством и нормативными актами органов, ответственных за регулирование бухгалтерского учета; · валютные счета обрабатываются на основании пересчетов по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции; · для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которых проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка; · в числе событий, требующих обязательной инвентаризации: передача имущества в аренду, выкуп, продажа, реорганизация и ликвидация, преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Налогообложение
Система налогообложения в России определена Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НКРФ). Применительно к управлению и непосредственно к оцениванию недвижимости важнейшим положением в нем является отнесение вопросов имущественного налогообложения (в том числе введения в перспективе единого налога на имущество) к компетенции регионального уровня: уровня субъекта федерации и муниципальных органов. В Кодексе определены следующие виды региональных налогов и сборов в части недвижимости (ст. 14 НКРФ): · налог на имущество организаций; · налог на недвижимость. При этом для недопущения одновременного действия налогов с подобными объектами налогообложения устанавливается правило, по которому при введении единого налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, а также налогов местного уровня на имущество физических лиц и земельного налога. В числе местных налогов (ст. 15 НКРФ): · земельный налог; · налог на имущество физических лиц; · налог на наследование или дарение.
Примечания
Отметим, что важные элементы налогообложения недвижимости, тем не менее, продолжают присутствовать и на федеральном уровне и включают: налог на пользование недрами, лесной налог, водный налог. Традиционно меньше внимания (в сравнении, например, с землей, зданиями и сооружениями, имущественными комплексами) уделяется в законодательных комментариях, методических работах по управлению и оценке этим типам недвижимости, что по-видимому, объясняется их ярко выраженной отраслевой спецификой и относительно невысоким уровнем участия в интегральном рыночном обороте недвижимости.
Статья 31 НКРФ предоставляет налоговым органам право проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества, а также в установленных случаях определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиком в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам. Статья 39 НКРФ, посвященная вопросам реализации товаров, работ и услуг, реализационная стоимость которых как раз и является объектом налогообложения, выводит за пределы понятия реализации (а значит и необходимой оценки в целях налогообложения по данному аспекту деятельности) следующие действия с имуществом: · передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества организации ее правопреемникам при реорганизации; · передача имущества участнику хозяйственного общества или товарищества, договора о совместной деятельности (его правопреемнику или наследнику) в случаях выхода из соответствующего общества или договора, выделения доли или раздела имущества; · передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилого фонда при приватизации; · изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества (здесь действует другой тип сборов). Статья 40 НКРФ устанавливает принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения. Важным является следующее положение: пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. При этом налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен в следующих случаях: · между взаимозависимыми лицами (когда доля прямого участия одного из них в управлении хозяйственной деятельностью другого превышает 20%); · по товарообменным (бартерным) операциям; · при значительном колебании (более чем на 30%) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в ближайший период времени. При указанном отклонении цен на величину более 30% налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этих сделок были оценены исходя из рыночных цен.
Примечания
Характерным является расширение поля поиска рыночной цены от множества идентичных товаров (как полностью аналогичных) к однородным товарам (как функционально подобным и коммерчески взаимозаменяемым). Это замечание весьма полезно применительно к недвижимости, где проблема найти идентичный товар весьма актуальна.
Статьи 53 и 54 НКРФ посвящены принципиальным вопросам определения налоговой базы и налоговой ставки. При этом прерогатива определения налоговой базы применительно к интересующим нас вопросам налогообложения недвижимости (несмотря на их концентрацию на региональном и местном уровне) сохраняется за федеральным уровнем и устанавливается НКРФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъекта федерации и нормативными актами представительных органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 54 НКРФ организации-налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и/или на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению. Для субъектов малого бизнеса устанавливается упрощенная схема учета налоговой базы (по книгам учета доходов и расходов). В главе 11 НКРФ, описывающей способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, указываются следующие возможности, связанные с недвижимостью: залога и наложения ареста на имущество налогоплательщика. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Тогда при неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате причитающихся сумм налога и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в установленном законодательством порядке. Причем по правилам, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 348— 350), взыскание на заложенное недвижимое имущество может быть обращено только по решению суда либо во внесудебном порядке, но при наличии нотариально удостоверенного соглашения, заключенного между сторонами залогового договора после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога.
Примечания
При производстве ареста имущества (как способе обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов) протокольно описывается имущество, подлежащее аресту, включая, при возможности, оценку его стоимости. Однако о принципах оценки арестованного имущества НКРФ ничего не говорит.
Детально конкретные вопросы порядка исчисления и уплаты налога на имущество предприятий и иностранных юридических лиц регулируются инструкциями Государственной налоговой службы Российской Федерации (№ 33 и № 38). Так, для целей налогообложения в качестве налоговой базы определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2% от исчисленной налогооблагаемой базы. В рамках этого ограничения может быть установлена и меньшая ставка — с учетом видов деятельности предприятия. Перечень поддерживаемых таким способом видов деятельности и мера поддержки устанавливаются специальными региональными и местными правовыми актами. При отсутствии таких правовых актов в соответствии с инструкциями Госналогслужбы должна устанавливаться максимальная ставка — 2%.
Примечания
1. Среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества предприятия на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода. 2. Стоимость имущества предприятия для целей налогообложения уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость ряда входящих в его состав объектов: объектов жилищно-коммунальной и социальной сферы; земли; объектов гражданской обороны, пожарной охраны и охраны природы, мобилизационного имущества и резерва; специального оборудования, судов, спутников связи и др. 3. При определении остаточной стоимости имущества иностранных юридических лиц начисление износа производится по нормам страны местопребывания. При этом начисления амортизации, принимаемые в уменьшение стоимости имущества, для целей налогообложения не могут превышать за год определенных размеров в частности для зданий и сооружений — 5% [Инструкция Госналогслужбы Российской Федерации 1996 г. № 38.].
В соответствии с положениями НКРФ сумма имущественного налога исчисляется плательщиком самостоятельно — ежеквартально нарастающим итогом. При этом налоговые органы в установленном порядке контролируют правильность производимых расчетов и платежей. Таким образом, оценочная деятельность оказывается востребованной обоими участниками налоговых отношений — налогоплательщиком (в его самостоятельно проводимых расчетах имущественного налога) и налоговым органом (в его контрольно-инспекционной деятельности). Вопросы налогообложения земель (правил и порядка платы за землепользование) регулируются региональным законодательством. Так, например, в Москве действуют такие правовые акты, как закон об основах платного землепользования (№ 34 от 16 июля 1997 г.) и закон об индексации ставок платежей за землепользование (№ 1 от 21 января 1998 г.). Подобного типа правовые акты действуют и в других субъектах Российской Федерации. В заключение заметим, что платежи по имущественным налогам и за землепользование составляют существенную часть бюджетных поступлений на региональном и местном уровне. Отсюда следует актуальность оценочной деятельности в данной области. Значимость качественной оценки возрастет с ожидаемым в перспективе введением на уровне субъекта федерации единого налога на недвижимость.
Приватизация
В основу процессов регулирования приватизации в жилищной сфере положен Федеральный закон о приватизации жилья (ФЗ № 4199-1 от 23 декабря 1992 г. с дополнениями 1994, 1998 гг.). Главные принципы приватизации в жилищной сфере (ст. 1) — бесплатная передача жилья населению и добровольность самого процесса приватизации. Процессы приватизации в коммерческом секторе недвижимости (нежилые здания и помещения, имущественные комплексы предприятий и т.д.) регулируются федеральным законодательством, включая: Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества" от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ (далее — ФЗП) и государственные программы приватизации (также со статусом федерального закона, но пока еще находящиеся в процессе разработки). Стандарты оценки в этом контексте определяются следующими положениями: приоритеты, ограничения и порядок отчуждения государственного имущества в собственность физических и юридических лиц, а также основы приватизации муниципального имущества адресуются к федеральному закону о государственной программе приватизации. Государственные программы приватизации ежегодно представляются (корректируются) Правительством Российской Федерации одновременно с проектом годового бюджета страны; программа приватизации содержит порядок определения способов приватизации, закрепления части акций в собственности государства и муниципальных органов, порядок оценки стоимости приватизируемого имущества, порядок предоставления льгот и др. (ст. 4 ФЗП, пп. 1, 2); при продаже государственного и муниципального имущества обязательным условием договора с продавцом такого имущества является требование, чтобы цена продажи была бы не ниже, чем установленная начальная цена (таким образом, актуальной оценочной проблемой является установление обоснованной начальной цены продажи государственного и муниципального имущества). Порядок определения начальной цены устанавливается программой приватизации. В исключительных случаях, с учетом сложившейся конъюнктуры, начальная цена может быть снижена продавцами имущества, но не более чем на 10% (ст. 10, 17 ФЗП); средства, распределяемые по итогам приватизации, не подлежат налогообложению (ст. 13 ФЗП, п. 1); комиссия по приватизации вправе привлекать к своей работе среди прочих оценочные организации (ст. 15 ФЗП, п. 10); при определении способа приватизации среди прочих стоимостных факторов учитывается рыночная стоимость объекта приватизации (ст. 16 ФЗП, п. 4); инвестиции, осуществленные победителем приватизационного коммерческого конкурса для выполнения его инвестиционных или конкурсных социальных условий, не подлежат налогообложению (ст. 21 ФЗП, п. 8); порядок определения стоимости выкупаемого арендаторами государственного имущества определяется соответственно государственной программой приватизации и программами приватизации субъектов федерации (ст. 26 ФЗП, п. 3); наличие сговора между продавцом приватизируемого имущества и покупателем, в том числе о занижении цены такого имущества, может служить основанием для признания сделки недействительной (ст. 29 ФЗП, п. 2); договоры купли-продажи государственного или муниципального имущества, не содержащие его стоимостной оценки, признаются ничтожными с момента их заключения и не влекут за собой правовые последствия (ст. 29 ФЗП, п. 3). В заключение еще раз напомним, что оценка государственной и муниципальной собственности при ее приватизации является обязательной в соответствии с требованиями ФЗО.
Национализация и принудительный выкуп
Федеральный закон об оценочной деятельности предусматривает обязательность проведения оценки при осуществлении операций, связанных с отчуждением собственности в пользу государства (к которым и принадлежат национализация и принудительный выкуп). Однако правовых или иных нормативных актов, детализирующих эти положения применительно к оценке, пока не разработано. Более того, еще нет действующих нормативно-правовых документов, регулирующих порядок и процедуры, связанные с национализацией и принудительным выкупом недвижимости. Пока одним из немногих, но принципиально важных регулирующих положений является ст. 35 (п. 3) Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что: "...принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения". Отсюда, собственно, и определяется актуальность проблемы справедливого оценивания отчуждаемого имущества. И безусловно, в обозримое время этот вопрос, следуя первенствующей роли положений Конституции в законодательстве государства и его регионов, должен быть детально разрешен именно в контексте положений Конституции: отчуждение возможно (необходимо раскрыть, как, когда и при каких условиях такие ситуации принудительного отчуждения возникают и регулируются); компенсация должна быть справедливой ("необходимо раскрыть, как оценивается отчуждаемое имущество и каковы принципы реализации справедливой компенсации). Заметим в заключение, что проблема принудительного отчуждения (выкупа) и справедливой компенсации (обоснованной оценки объекта отчуждения) является, по мнению западных специалистов, одной из актуальных при положительном решении вопросов инвестирования свободного капитала в национальные экономики, в недвижимость других стран, в успешное развитие процессов глобализации бизнеса недвижимости.
Банкротство
Ключевыми положениями в регулировании процедур банкротства практически на всех стадиях этого процесса, от санации и до конкурсного управления, является анализ финансового состояния должника, включающий инвентаризацию и оценку его имущества. Так, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" № 6-ФЗ от 8 января 1998 г. (далее — ФЗБ) в статье 62 определяет, что анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, возможности или невозможности восстановления платежного баланса. Статья 73 ФЗБ предусматривает обязательную инвентаризацию имущества должника при принятии управления внешним управляющим. Соответственно статья 101 ФЗБ предусматривает подобные действия и при приеме имущества должника в управление конкурсным управляющим на заключительной стадии банкротства — при осуществлении конкурсного производства. Статьи 85—87 ФЗБ устанавливают способы, предпринимаемые при внешнем управлении для восстановления платежеспособности должника, включая: продажу части имущества, продажу предприятия в целом (продажу бизнеса должника). При этом устанавливается начальная цена, утверждаемая: при продаже части имущества — внешним управляющим самостоятельно (при распоряжении имуществом оценочной стоимостью до 20% балансовой стоимости активов должника) или при более крупных сделках — вышестоящим органом; при продаже предприятия в целом — комитетом кредиторов. Статья 102 ФЗБ предоставляет конкурсному управляющему возможность привлекать для оценки имущества должника оценщиков (причем для оценки недвижимости обязывает привлекать независимых оценщиков), если иное не будет установлено собранием кредиторов. При этом статья 112 ФЗБ подчеркивает, что продажи имущества должника производятся только после его соответствующей оценки. Представляется важным положение ФЗБ об удовлетворении требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника (ст. 109). Требования таких кредиторов подлежат удовлетворению за счет всего имущества должника, в том числе и не являющегося предметом указанного залога. То есть в таких ситуациях результаты оценочной деятельности будут очевидным образом играть решающую роль. С точки зрения организации государственного и муниципального управления представляет интерес статья 104 ФЗБ об имуществе должника, не включаемом при производстве конкурсного управления в конкурсную массу, т.е. за счет которого не будут удовлетворяться требования кредиторов предприятия-должника. Это имущество социального сектора (жилье, объекты социально-культурного и бытового назначения). Оно передается в ответственное управление муниципалитетам. Оценка такого имущества важна в двух аспектах: 1)как оценка размеров изменения баланса предприятия-должника и показателей его финансового состояния; 2)как оценка масштабов и состояния имущества, принимаемого на баланс муниципальных органов, и дальнейших объемов его ответственного содержания и эффективного использования. Определенные нюансы в отношении оценочной деятельности в процессах банкротства затрагивают Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее — ФЗБК). Так, планы и действия по финансовому оздоровлению и другим стадиям управления несостоятельной кредитной организацией включают (см. ст. 9, 13, 17, 21 и 22 ФЗБК): оценку финансового состояния кредитной организации; меры по изменению структуры ее активов и пассивов; меры по восстановлению показателей текущей ликвидности в пределах 20% отклонения от норматива, установленного Центральным банком Российской Федерации для кредитных организаций; ограничения самостоятельности органов управления в части распоряжения имуществом объемами в 1—5% от балансовой стоимости активов кредитной организации. Согласно статье 48 ФЗБК при ликвидации кредитной организации после составления реестра требований кредиторов конкурсный управляющий в срок до шести месяцев по открытии конкурсного производства составляет промежуточный ликвидационный баланс. Его базу составляют сведения о составе и стоимостных показателях имущества ликвидируемой кредитной организации. Таким образом, регулируемые законодательством процедуры банкротства достаточно определенно устанавливают необходимость и целевую направленность проведения оценок имущества должника, но вместе с тем практически никак не соотносят эти процессы с базисами оценки, упоминая лишь в отдельных случаях балансовую стоимость активов должника.
Залог (ипотека)
Общие принципы залоговых операций и проводимых для этого оценок предмета залога определены в Гражданском кодексе и последующих законодательных актах Российской Федерации о залоге и ипотеке (как залоге недвижимости). Необходимо также напомнить, что ФЗО определил обязательность оценки государственной и муниципальной собственности (и соответственно недвижимости), используемой в качестве предмета залога. Последнее весьма актуально, например, для развития механизмов региональных займов, возвратные гарантии которых обеспечиваются в том числе недвижимостью. Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" № 102-ФЗ от 16 июля 1998 г. (далее — ФЗИ) устанавливает общие правила оценки следующим образом: "...оценка предмета ипотеки определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации по соглашению залогодателя с залогодержателем... и указывается в договоре об ипотеке в денежном выражении... Стороны договора об ипотеке могут поручить оценку предмета ипотеки независимой профессиональной организации" (ст. 9, п. 3). При этом для земельных участков устанавливается дополнительное нормативное требование (ст. 67 ФЗИ): "...оценка земельного участка не может быть установлена в договоре об ипотеке ниже его нормативной цены". При ипотеке предприятия как имущественного комплекса состав имущества и оценка его стоимости определяются на основе полной инвентаризации. Акт инвентаризации, бухгалтерский баланс и заключение независимого аудитора о составе и стоимости имущества, относящегося к предприятию, являются обязательными приложениями к договору об ипотеке (ст. 70 ФЗИ, п. 3). При этом ипотекой предприятия может быть обеспечено обязательство, сумма которого составляет не менее половины стоимости имущества, относящегося к предприятию (ст. 71 ФЗИ). Страхование заложенного имущества осуществляется в соответствии с условиями договора. При отсутствии в договоре об ипотеке иных условий о страховании заложенной недвижимости залогодатель обязан страховать за свой счет это имущество в полной стоимости от рисков утраты и повреждения, а если полная стоимость имущества превышает размер обеспеченного ипотекой обязательства — на сумму не ниже этого обязательства (ст. 31 ФЗИ, п. 1 и 2). При судебном рассмотрении дел об обращении взыскания на заложенное имущество суд должен определить и указать в своем решении начальную продажную цену заложенного имущества при его реализации. Эта цена для публичных торгов определяется на основе соглашения между залогодателем и залогодержателем, а в случае спора — самим судом по результатам организованной им процедуры оценки заложенной недвижимости (ст. 54 ФЗИ, п. 2). Региональные дополнения и конкретные детали регулирования залоговых отношений можно найти в соответствующих правовых и нормативных актах субъектов Российской Федерации, например: закон Санкт-Петербурга и постановление правительства Москвы о развитии ипотечного кредитования жилищного строительства, московская программа о путях развития ипотеки (1998—1999 гг.). При этом конкретные схемы по реализации программ ипотечного кредитования в своих оценочных расчетах оперируют уже с "внутренними" нормативными данными кредиторов — инвестиционно-строительных компаний и банков.
Техническая инвентаризация (строительная оценка и строительные нормы) Строительная оценка (являющаяся важнейшим компонентом процедур технической инвентаризации) и строительные нормы — базовые источники информации в методах и процедурах оценки объектов недвижимости и в целом — для эффективного управления недвижимостью, например: оценка текущего строительного состояния возводимого объекта является определяющей для эффективного управления реализацией проектов городского развития; оценка степени строительного (физического) износа здания и его конструкций и элементов является основным содержанием деятельности инвентаризационных служб; проектно-сметные документы строительства являются основой для расчетов восстановительной стоимости объектов недвижимости; укрупненные нормативы и статистические данные удельных затрат на строительство необходимы для расчетов затратных компонент в методах оценки недвижимости (таких, как метод остатка, метод подрядчика и др.). Ниже рассматривается нормативно установленная (федеральным строительным ведомством) методика оценивания физического износа зданий) [Ведомственные строительные нормативы (ВСН). М: Госстрой, 1990. С. 53—86.]. Под физическим износом конструкции, элемента, системы инженерного оборудования, здания в целом понимается утрата ими своих первоначальных эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и др.) в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека. Физический износ измеряется стоимостными соотношениями необходимых ремонтных работ, устраняющих повреждения, и восстановительной стоимостью каждой из оцениваемых конструкций, элементов, систем или здания в целом. Меру физического износа устанавливают сравнением наблюдаемого состояния с данными специальных нормативных таблиц физического износа. Физический износ сложных объектов (составных или слоистых конструкций, систем) вычисляется как взвешенная сумма износа составляющих его компонентов.
Примечания
В ряде случаев возникает ситуация двойной оценки физического износа как одновременное действие двух алгоритмов расчета: 1)упомянутая табличная оценка физического состояния; 2)оценка относительно нормативных сроков службы оцениваемых объектов (для сложных объектов — по срокам эксплуатации наиболее старых компонентов). В таких случаях установлено, что в ситуации двойного оценивания в качестве результата следует принимать наибольшую (наихудшую) из полученных оценок физического износа. Итак, интересующий нас алгоритм вычисления физического износа здания в целом основан на использовании следующей формулы:
где: Фз — искомая оценка физического износа здания; Фi — физический износ составляющей здание i-го компонента (конструкции, элемента или системы), %; N — принятое в оценке число составляющих здание компонентов; di — коэффициент, соответствующий доле восстановительной стоимости отдельного i-го компонента в общей восстановительной стоимости здания; ∑ (i=1,N)— символ суммирования всех i-х компонентов здания от i = 1 до i = N. Доли (в процентах) восстановительной стоимости отдельных i-x компонентов здания в общей восстановительной стоимости здания принимают по укрупненным нормативным показателям (УН). В свою очередь, таблицы физического износа подразделяются на два типа: 1)таблицы физического износа конструкций и элементов зданий: публикуются в специализированных сборниках № 1—64; 2)таблицы физического износа внутренних систем инженерного оборудования: публикуются в специализированных сборниках №65-71. Содержательно таблицы физического износа включают следующую информацию: признаки износа (по составу конструкций и элементов); количественная оценка; физический износ (%); примерный состав работ (для ликвидации износа). Указанные таблицы используются как источники количественной информации при проведении конкретного оценивания износа зданий.
Аренда, продажа и другие операции
Конечно же, можно ожидать, что ситуации нормативно-законодательного регулирования оценки недвижимости в таких распространенных операциях ярко выраженного рыночного характера, как аренда и продажа недвижимости, будут возникать лишь в специальных случаях, когда общество пытается или вынуждено проводить сознательную ограничивающую политику. С движением в этом направлении мы уже встретились в законе об оценочной деятельности, где устанавливалась обязательность оценки при всех операциях, связанных с государственной и муниципальной собственностью. Развитие этого тезиса, но уже в направлении того, каким образом следует проводить оценку, можно найти в региональной базе правовых документов, регулирующих такие области, как, например: аукционная продажа государственной и муниципальной недвижимости — через установление начальной цены продажи на базе нормативной системы корректирующих коэффициентов, учитывающих особенности расположения объекта, вид деятельности, характеристики строения и т.д.; установление ставок арендной платы для объектов-памятников — также на базе нормативной системы коэффициентов, учитывающих тип памятника (в том числе время создания), характер использования, проведение реставрационных работ и др. В заключение необходимо отметить, что рассмотренная база нормативно-законодательного регулирования оценки недвижимости не является исчерпывающей. Так, например, механизмы обязательного страхования в принципе также опираются на нормативное оценивание объектов страхования. Можно также ожидать, что этот перечень будет со временем изменяться (причем как в сторону расширения, так и в сторону сокращения) — в зависимости от тенденций в политике государственного регулирования рынков недвижимости и управления государственной и муниципальной собственностью.
2.1.3 О стандартах оценочной деятельности в Российской Федерации
Основы стандартизации оценочной деятельности в Российской Федерации заложены в законодательной базе (ФЗО) и в первую очередь в Федеральном законе об оценочной деятельности. Именно в ФЗО последовательно формулируются такие "стандартообразующие" положения, как: • договорные начала оценочной деятельности; • права и обязанности оценщика, определяющие, в том числе, понятие независимого оценщика, требования к профессиональному образовательному уровню, профессиональной компетентности, ответственности, обязательному страхованию, права на доступ к информации, взаимодействие с коллегами смежных профессий, арбитражные аспекты и т.д.; • объекты и области использования результатов оценки, в том числе области обязательного проведения оценки; • содержание отчета об оценке; • организация высшего профессионального образования оценщиков; • функции саморегулируемых организаций оценщиков; • организация и контроль оценочной деятельности; • лицензирование оценочной деятельности. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что создание и развитие стандартов оценочной деятельности в Российской Федерации, безусловно, должно следовать действующему федеральному законодательству по вопросам стандартизации, ориентирующемуся в своей основе на систему государственных стандартов — ГОСТов. В эту систему входят стандарты, обязательные к всеобщему применению и, таким образом, унифицирующие как профессиональную деятельность в различных отраслях хозяйства, так и согласованное взаимодействие отраслей в общегосударственном масштабе. То есть в систему ГОСТов входят, образно говоря, наиболее общие, объективно необходимые, системообразующие стандарты. В этом аспекте, в части оценочной деятельности, реально рассчитывать на включение в общегосударственную систему стандартов таких материалов, как общие понятия, термины и определения, базисы и принципы оценочной деятельности. Соответствующей ветви государственных стандартов, отражающих государственную политику в области высшего образования, должны соответствовать и ее дополнять стандарты образования оценщиков. Более детальные и конкретные документы по стандартизации профессиональной деятельности оценщиков формируются на соответствующем отраслевом уровне — во взаимодействии уполномоченных органов исполнительной власти (в частности Минимущества России) и саморегулируемых организаций оценщиков (например Российского общества оценщиков — РОО).
Примечания
1. До выхода в свет Федерального закона об оценочной деятельности (ФЗО, 1998), согласно которому система стандартов оценки должна быть разработана заново по схеме, предписанной этим законом (т.е. под эгидой уполномоченного органа как ведущего элемента в системе государственного регулирования оценочной деятельности), в 1995—1996 гг. была разработана и действовала система стандартов, подготовленная РОО. Эта система базировалась на концепциях Международных стандартов IVSC (IVS NN1-4) и включала следующие стандарты. СТО РОО 10-02-95 Декларация Российского общества оценщиков. СТО РОО 27-01-95 Кодекс профессиональной этики для членов Российского общества оценщиков. СТО РОО 21-01-95 Стандарты профессиональной деятельности в области оценки. СТО РОО 20-06-96 Классификация услуг в области оценки. СТО РОО 10-01-95 Система нормативных документов. СТО РОО 20-01-96 Основные концепции и принципы оценки. СТО РОО 20-02-96 Рыночная стоимость как база оценки. СТО РОО 20-03-96 Базы оценки, отличные от рыночной стоимости. СТО РОО 20-04-96 Оценка для финансовой документации и связанных областей. СТО РОО 20-05-96 Оценка недвижимости как гарантии возврата займов, кредитов и залога. СТО РОО 24-01-96 Оценка действующего предприятия. СТО РОО 23-02-96 Оценка лесных ресурсов и земель. СТО РОО 23-01-96 Оценка минеральных ресурсов. СТО РОО 26-02-96 Оценка нематериальных активов. СТО РОО 26-01-95 Оценка интеллектуальной собственности. СТО POO 25-01-96 Учет факторов окружающей среды. СТО РОО 22-01-96 Оценка машин и оборудования. СТО РОО 21 -02-96 Оценка страховых компаний и пенсионных фондов. Кроме того, в составе государственных стандартов (ГОСТов) в 1998 г. по инициативе РОО были разработаны и утверждены следующие два стандарта (которые в соответствии с вступившим в действие ФЗО, также должны быть переработаны теперь уже под эгидой уполномоченного правительственного органа): ГОСТ Р 51195.0.01-98 "Основные положения по оценке. Базовые принципы"; ГОСТ Р 51195.0.02-98 "Основные положения по оценке. Термины и определения". В течение 1999—2000 гг. перечисленные проекты государственных стандартов и стандартов профессиональной деятельности были переработаны в соответствии с положениями ФЗО и динамикой реформ в области оценочной деятельности. Подчеркнем, что активное участие в этих процессах саморегулируемых организаций, и в первую очередь Российского общества оценщиков, является определенной гарантией совместимости обновленных отечественных стандартов с международными стандартами, взаимного профессионального признания и делового сотрудничества в условиях прогрессирующей глобализации бизнеса недвижимости. 2. Работа в области стандартизации оценочной деятельности саморегулируемых организаций сегодня гарантирует появление таких стандартов, как стандарты профессиональной этики оценщика (к сожалению, пропущенные по непонятным причинам в текстах федерального законодательства). Одна из последних версий такого стандарта, подготовленного РОО, включала следующие положения и области регулирования: область использования стандарта (для членов РОО), основные положения, определения и критерии, моральные нормы и принципы деятельности оценщика, общественные интересы, объективность и внимательность в работе, независимость оценщика, профессиональная компетентность, конфиденциальная информация, принципы оплаты оценочной деятельности, отношения между оценщиками, публичность и открытость, недопустимые аспекты в деятельности оценщика, оценочная деятельность в других странах, заключительные положения (в том числе о международном сотрудничестве и признании).
2.2 Международные стандарты оценки недвижимости
2.2.1 Ведущие международные организации оценщиков
Интеграционные процессы в Европе, приведшие к созданию Европейского союза, и интенсивно развивающиеся в последние десятилетия процессы глобализации бизнеса, в том числе бизнеса недвижимости, — все это послужило сильнейшим стимулом для объединения усилий оценщиков недвижимости различных стран и регионов. Ведущими международными центрами методического объединения профессиональных структур оценщиков к настоящему времени стали: Международный комитет стандартов оценки IVSC (International Valuation Standard Committee), объединивший ведущие организации оценщиков Европы и Америки: организации 35 стран — действительных членов и еще 14 стран — в различных иных рангах; Европейская ассоциация оценщиков TEGoVA (The European Group of Valuers' Associations), объединившая около сорока профессиональных структур оценщиков европейских стран.
Примечания
Следует подчеркнуть, что Российское общество оценщиков (РОО) активно взаимодействует с обеими названными международными структурами.
Ниже рассмотрены основные положения международных стандартов — с учетом того, что оба типа стандартов IVSC (Международные) и TEGoVA (Европейские) разработаны в тесном согласовании друг с другом (что, например, подчеркнуто в преамбуле главы 2 Европейских стандартов). Особое внимание уделено стандартам и организации оценочной деятельности в Великобритании, в Королевском обществе специалистов по недвижимости RICS (Royal Institution of Chartered Surveyors) как одном из старейших и признанных мировых центров практической и методологической деятельности в области оценки недвижимости.
2.2.2 Стандарты IVSC и TEGoVA
В предисловии к Международным стандартам оценки приводится краткая историческая справка, относящая период становления профессиональной оценочной деятельности как самостоятельного бизнеса в отдельных странах к 1940-м гг., а объединение международных усилий в этой области — к 1980-м гг. Собственно Международный комитет FVSC был основан в 1981 г. Характерно, что в качестве важнейших аргументов для консолидации деятельности оценщиков различных стран и создания системы согласованных стандартов оценки приводятся возросшая с конца 1970-х гг. активность в развитии международных финансовых потоков и интенсивно развивающиеся процессы глобализации бизнеса. Действующая структура Международных стандартов (по состоянию на 1 июля 2000 г.) включает следующие разделы. I. Введение (общее). Международный комитет по стандартам оценки IVSC (общая предыстория, члены Комитета, статус и взаимодействия, руководство и местоположение Комитета). Конституция IVSC (даты основания и реорганизаций, наименование, цели, руководящие и исполнительные органы, механизмы участия и взаимодействия, общее собрание, председатель и секретарь, финансовое обеспечение, политика и процедуры). Международные стандарты оценки (цели и области действия, организационная структура документа в целом, формат — типовая внутренняя структура стандартов, приложений и руководств, этапы развития).
Примеры
Так, общая структура документа "International Valuation Standards 2000" запланирована в следующем виде. 1.Введение. 2.Общие концепции и принципы. 3.Кодекс поведения. 4.Типы собственности. 5.Типы оценок. 6.Стандарты: International Valuation Standards: IVS1 и IVS2. 7.Приложения: International Valuation Applications: IVA1 и IVA2. 8.Руководства (Guidance Notes). 9.Комментарии. 10. Словарь терминов. Формат (типовая структура) основных стандартов и руководств включает девять унифицированных позиций: 1)введение;
2)область действия (связь с
другими материалами и областями действия 3)основные определения; 4)связь со стандартами бухгалтерского учета; 5)основные положения (разъяснения) данного стандарта; 6)дискуссионные аспекты; 7)предостережения; 8)отклонения от стандартов; 9)дата введения документа в действие.
II. Основные концепции и принципы оценки (General Valuation Concepts and Principles). Введение (о фундаментальной общности проблем оценки в различных странах). Понятия земли и собственности, а также оценивания и профессии оценщика. Понятия недвижимости и прав на недвижимость, движимого и недвижимого имущества, различных типов активов, амортизации. Цена, стоимость, рынок и оценивание, рыночная стоимость, стоимости восстановительная и замещения. Рыночная стоимость. Принцип наилучшего использования {"...наиболее вероятное использование для объекта из тех, которые физически возможны, юридически разрешены, обоснованы, финансово осуществимы и приводят к наивысшей оценке объекта"). Полезность (назначение и эффективность использования). Другие важные концепции (в частности, варианты толкования рыночной стоимости, остаточной стоимости замещения). Методы оценки. III. Кодекс поведения (Code of Conduct). Вводное замечание. Области действия кодекса (в том числе статус оценивания по стандартам IVSC, связь с законодательной базой). Определения. Вопросы этики: взаимодействия с коллегами и специалистами из других областей, конфликт интересов, конфиденциальность в работе, независимость, компетенция, предостережения, доклад об оценке. IV. Типы оцениваемой собственности (Property Types). Вводные замечания. Недвижимость: термины и толкования, типы объектов недвижимости, права и ограничения, сервитута, доли, особенности оценки, основные методы оценки. Движимая собственность: термины и толкования, типы объектов, улучшения, оборудование, оборотный капитал, нематериальные активы, особенности оценки и методы оценки. Бизнес: коммерческая деятельность, действующее предприятие, юридические лица, сложные структуры, инвестиционный бизнес, особенности оценки и методы оценки. Финансовые интересы: виды финансовых интересов при различном партнерстве, инвестиции в недвижимость и ценные бумаги, связь со стандартами финансовой деятельности, особенности оценки. V. Международные стандарты оценки IVSC (International Valuation Standards). Этот раздел трансформирует основные концепции и принципы предыдущего раздела в ином разрезе — применительно к более конкретизированным ситуациям, объектам и операциям. Он включает введение и следующие два основных стандарта IVS1 и IVS2. Введение в Международные стандарты: рыночная и нерыночная базы оценки, рынки, цена, стоимость и оценка. IVS1 — "Базис оценки — рыночная стоимость": дается детальный анализ рыночной оценки объекта оценивания как ведущего базиса оценочной деятельности. IVS2 — "Базисы оценки — другие, чем рыночная стоимость": рассматриваются нерыночные типы оценок, в том числе: оценка при сохранении направления использования, оценка при ограничениях рыночного оборота, специализированная оценка, износ и старение, переоценка и др. VI. Приложения к Международным стандартам (International Valuation Applications). IVA1 — "Оценка для финансовой отчетности" (Valuation for Financial Reporting). В организационном плане это, возможно, ключевое звено в составе стандартов оценки. Его назначение — помочь оценщику недвижимости в собственных действиях и во взаимодействиях в этой специфической, сложной и хорошо формализованной работе смежных профессионалов с финансовой документацией. IVA2 — "Оценка для кредитных целей" (Valuation for Lending Purposes). Выделение стандарта оценки имущества для тех операций, где оно выступает в качестве стоимостного гаранта их надежности, объясняется исключительно высокой рыночной востребованностью данного класса операций. VII. Руководящие указания (Guidance Notes GN1—GN8). Этот раздел Международных стандартов сформирован как последовательное развитие ранее действовавших приложений к Международным стандартам APG1—APG3. В настоящее время он включает следующие руководства: GN1 "Недвижимость", GN2 "Оценка арендных прав", GN3 "Оценка машин и оборудования", GN4 "Нематериальные активы", GN5 "Действующее предприятие", GN6 "Оценка бизнеса", GN7 "Опасные и ядовитые вещества в оценивании", GN8 "Остаточная стоимость замещения". В частности, руководство GN5 (до 2000 г. известное под индексом APG1) разъясняет особенности оценки действующего предприятия (как действующего производственного объекта) в соотношении с базисами рыночной стоимости и нерыночных методов. Руководство GN7 (до 2000 г. известное под индексом APG2) предназначено помочь оценщику разобраться в мере влияния вредных и отравляющих веществ (строительных и отделочных материалов, компонентов окружающей среды) на стоимостную оценку рассматриваемого им объекта недвижимости. В руководстве GN3 (ранее известном под индексом APG3) специальное внимание уделяется ситуациям оценки, не связанным с традиционной оценкой для целей бухгалтерского учета и подобных финансовых документов. Рассматриваются особенности состава предприятий как имущественных комплексов, включающих различные сочетания объектов недвижимости (земельных участков и зданий), машин и технологического оборудования, объектов производственной инфраструктуры. Кроме того, IVSC включают: комментарии, словарь терминов и схему взаимодействий с международными финансовыми стандартами (International Accounting Standards). Европейское сотрудничество оценщиков ведет свою современную историю с конца 1970-х гг., начиная с организации Европейской группы оценщиков основных фондов — TEGoVOFA (1977). Во второй половине 1990-х гг. после слияния с аналогичной организацией оценщиков EUROVAL была основана Европейская группа ассоциаций оценщиков TEGoVA. Ниже приводится содержание Европейских стандартов оценки [Approved European Property Valuation Standards. TEGoVA, 1997.] как утвержденной базы согласованной оценочной деятельности профессиональных специалистов в странах Европейского союза и других членов Европейской ассоциации оценщиков. 1. Введение. 2. Вопросы соответствий. 2.01. Международные стандарты (TEGoVA и IVSC). 2.02. Директивы Европейского союза и национальные законодательство и практика. 2.03. Отклонения от Европейских стандартов. 3. Оценщик активов. 3.01. Европейская аккредитация, взаимное признание, местное законодательство и лицензирование. 3.02. Оценщик активов: определение, квалификация и отношения с клиентом. 3.03. Отношения оценщика активов с аудитором. 3.04. Условия соглашения. 4. Основы (базисы) оценки. 4.01. Принципы оценки и представления ее результатов. 4.02. Назначение оценки и универсальная база оценки. 4.03. Рыночная стоимость. 4.04. Рыночная стоимость без учета альтернатив использования. 4.05. Рыночная стоимость с учетом альтернатив использования. 4.06. Отрицательная стоимость. 4.07. Остаточная восстановительная стоимость. 5. Оценка специальной недвижимости. 5.01. Оценка на основе показателей бизнеса — коммерческая недвижимость. 5.02. Активы с уменьшающейся стоимостью — истощимая недвижимость. 5.03. Заводы, станки и оборудование. 5.04. Имущество общественного сектора. 6. Специальные факторы, влияющие на оценку недвижимости. 6.01. Влияние окружающей среды — токсичность и вредность. 6.02. Поврежденная недвижимость. 6.03. Незавершенное строительство. 6.04. Неиспользуемое оборудование и станки, оцениваемые вместе со зданием. 7. Оценка для специальных целей. 7.01. Оценка для финансовой отчетности. 7.02. Оценка для ипотечного кредитования. 7.03. Инвестиции — страховые компании и пенсионные фонды. 7.04. Компании по развитию недвижимости. 7.05. Оценка бизнеса. 7.06. Совместные предприятия и товарищества с ограниченной ответственностью. 7.07. Международная недвижимость (объекты, расположенные в разных странах). 8. Оценка на основе нерыночных показателей. 8.01. Концепция ценности — инвестиционная стоимость. 8.02. Восстановительная стоимость и стоимость замещения. 8.03. Стоимость в использовании. 8.04. Стоимость при вынужденной продаже. 8.05. Оценка на основе производственного потенциала (исключая нематериальные активы). 8.06. Прогнозы. 8.07. Ретроспективная оценка. 8.08. Ревизии оценок. 9. Сертификат оценки (отчет). 9.01. Принципы представления результатов оценки. 9.02. Публикации и ответственность. 10. Специфика законодательств отдельных стран. 10.01.Вводные замечания. 10.02. Германское законодательство по оценке в областях ипотеки и инвестиций. 10.03. Испанские методы оценки. 10.04. Британские методы оценки. 11. Руководящие материалы и приложения. 11.01. Ключевые термины и определения. 11.02. Европейский кодекс измерения. 11.03. Европейский кодекс поведения (этики). 11.04. Модель условий соглашения об оценке. 11.05—07. Контрольный список вопросов, методы и стандарты оценки, отчет о проведенной работе и результате оценки. Подчеркнем, что приведенные международные и европейские стандарты не провозглашаются раз и навсегда зафиксированными документами унификации. Один из принципов международной (да и любой иной обдуманной) стандартизации — следовать актуальным требованиям развивающегося делового мира и процессов глобализации. Поэтому с известной регулярностью идет корректировка и развитие отдельных стандартов, дополнение их новыми документами. Так, в частности, через два года после выхода в свет первых Международных стандартов оценки МСО-1—МСО-4 появились приложения и руководства APG1—3. На период 2000—2003 гг. запланировано дальнейшее достаточно детальное развитие системы стандартов IVSC (исходная структура которой как раз рассмотрена выше). Так что международное сообщество оценщиков получит обновленную развернутую редакцию Международных стандартов в 2003 г.
2.2.3 Организация оценочной деятельности в Великобритании и стандарты Королевского общества RICS ("Красная книга")
Современные стандарты оценки недвижимости в Великобритании были сформулированы достаточно недавно — в 1970-е гг., когда британский рынок недвижимости переживал бум, приведший к быстрому росту цен на недвижимость, за которым последовал резкий спад. Вопрос о качестве стоимостных оценок был поднят теми, кто приобрел недвижимость в собственность или взял ее в аренду, основываясь на оценках, сделанных в период экономического подъема, а затем оказался перед фактом, что оценка стоимости их собственности резко упала до весьма низких значений. В 1971 г. RICS сформировал Комитет по стандартам оценки и опубликовал краткое руководство по оценке объектов собственности. За этим последовал выпуск в 1976 г. первой "Красной книги" ("RICS Statement of Valuation Practice and Guidance Notes"), в которую в 1981 и 1990 гг. вносились поправки и добавления. В 1980 г. была опубликована "Белая книга" ("RICS Manual of Valuation Guidance Notes"), охватившая вопросы, не затронутые в "Красной книге". В 1996—1997 гг. обе книги были объединены и доработаны как единое Руководство по оценке ("RICS Appraisal and Valuation Manual"). Следует подчеркнуть, что материалы руководства постоянно продолжают обновляться. Руководство содержит целый ряд практических положений, обязательных для оценщиков, оперирующих каждый в своей области, например, занимающихся оценкой земель, содержащих полезные ископаемые, или оценками для пенсионных фондов или финансовых отделов компаний. (Перевод содержания "Красной книги", дающий наглядное представление о структуре руководящих стандартов, приведен в конце данного подраздела. Полезно обратить внимание на глубину детализации многих стандартов, что как раз и отличает опыт многих десятилетий практической и методологической деятельности британских профессиональных оценщиков.) Интересно отметить, что в Великобритании не существует государственного регулирования деятельности оценщиков. В принципе любой человек может заняться бизнесом в качестве оценщика и взяться за оценку собственности. В этом плане положение британских оценщиков отлично от статуса архитекторов и аудиторов, звания и профессиональная деятельность которых подлежат строгому учету и государственному лицензированию. Никто не вправе практиковать в качестве архитектора или аудитора, не будучи зарегистрирован в соответствующем органе, и деятельность в этих областях без регистрации преследуется в уголовном порядке. Отсутствие государственного регулирования деятельности оценщиков привело к развитию добровольной общественной системы регулирования. Именно ее авторитет позволяет пользователям ориентироваться в том, кто из оценщиков достиг приемлемого уровня компетенции и ведет свои дела с профессиональной добросовестностью, и дает возможность самим оценщикам рекламировать свои услуги с позиций своей репутации как людей компетентных и приверженных профессиональным правилам поведения. Это достигается через профессиональные организации, среди которых лидирующие позиции занимает Королевское общество специалистов по недвижимости. Членство в подобных обществах достигается при наличии соответствующего образования через сдачу экзаменов и после определенного периода практической работы под наблюдением опытного специалиста. Условием сохранения полученного членства является соблюдение установленных RICS правил профессиональной этики, участие в системе непрерывного профессионального образования. В результате, хотя клиенты и вольны прибегать к услугам любых специалистов, в том числе и ^сертифицированных оценщиков, в действительности они этого не делают. Оценки, не подписанные членом RICS или подобной профессиональной организации (например, второй по масштабам британской ассоциации оценщиков ISVA), доверием не пользуются и к сведению практически не принимаются. Следует подчеркнуть, что сама суть оценки недвижимости говорит о том, что она не может быть монопольной деятельностью, приводящей, в конце концов, к официальной формализованной системе оценки. Оценка — это один из результатов работы рынка и часть его движущего механизма. Роль оценщика в том, чтобы в одних случаях дать совет клиенту, какую сумму денег может принести его недвижимость, если ее продать. В ряде других случаев, не связанных с намерениями продать недвижимость, работа оценщика необходима, например, для оценки стоимости имущества в качестве долевого взноса при учреждении компании или совместного предприятия. В силу разнообразия условий сделки, определенных субъективных факторов четко и однозначно установить степень точности оценки недвижимости невозможно и оперативно проверить ее на рынке нельзя. Оценщик в процессе поисков и определения стоимости недвижимости собирает сведения о ценах на рынке. Заметим, что это значительно более сложная проблема, нежели собрать информацию о стоимости акций или государственных ценных бумаг на фондовой бирже. На рынке недвижимости не существует некоего единого места торговых операций, и они происходят постоянно по всем регионам. Что же касается государственных ценных бумаг и акций, то в огромном множестве осуществляемых сделок с ними в качестве предмета купли-продажи выступают идентичные товары; таким образом, статистических данных для других подобных операций более чем достаточно. Возвращаясь к недвижимости, укажем на тот факт, что каждый ее объект практически уникален; его характеристики, особенно местонахождение, подтверждают, что другой точно такой же собственности нет. И разница неизбежно отражается в возможных поправках к цене, если речь заходит о стоимости сходной, но все же другой недвижимости; а это уже вопрос скорее индивидуального мастерства и опыта оценщика, чем раз и навсегда четко выверенного алгоритма. Учитывая это, разные оценщики чаще выскажут разные взгляды на оценку рыночной стоимости одного и того же объекта недвижимости. Наверняка неизбежны и расхождения во мнениях оценщиков, которые представляют покупателя и продавца, налогоплательщика и властные структуры, собственника и арендатора. Отсутствие монополии (прежде всего государственной) и сформированные в процессах развития рыночных отношений механизмы позволяют подвергнуть точку зрения каждой стороны испытанию через взаимные обсуждения при подготовке и согласовании условий сделки, а также арбитража, пока не выявится цена, с которой, в конечном счете, согласятся все участники сделки. Существует некоторый перечень практических положений-требований, следовать которым обязаны британские оценщики всех специализаций. 1 . Руководство по оценке обязательно к применению при любых оценках, за некоторыми исключениями. Эти исключения составляют: общеправовая деятельность, арбитраж, вопросы налогообложения и компенсаций, деятельность агентств по продаже недвижимости. 2 . Оценщики обязаны понимать требования клиента. Это означает обязательность дискуссии с клиентом, с тем чтобы были понятны все его запросы. Факт такого обсуждения должен быть подтвержден письменно, равно как должны быть сформулированы на бумаге и условия найма оценщика клиентом. Существуют стандартные условия такого рода. 3. Оценки, выполняемые с определенной целью, должны строиться на определенной основе. Например, оценка финансовой отчетности какой-либо компании производится на основе ее рыночной стоимости. В Руководстве по оценке определена база для подобной оценки. 4. Определенные базисы для оценки должны применяться только для тех случаев, которые предусмотрены соответствующими практическими положениями Руководства по оценке. В стандартах оценки Великобритании, в частности, установлено 13 базисов оценок. Среди них первенствующая роль принадлежит оценке на базе рыночной стоимости объекта недвижимости. Кроме того, существуют оценки на базе различных вариаций рыночной стоимости (например с сохранением существующего направления использования), различных вариаций стоимости замещения, на базе реализационной стоимости (типа распродажи) и др. 5. Ограничения, накладываемые на оценщиков. Оценщики обязаны браться лишь за такие оценки, в которых они компетентны. Компетенция оценщика включает знание конкретного вида собственности и рынка, где ее можно найти, а также подразумевает, что оценщик неукоснительно придерживается требований закона и иных нормативных актов. Оценщик вправе пользоваться помощью соответствующих экспертов, включая и других оценщиков. 6. Инспекции, осмотры и исследования должны быть адекватными и проводиться до полной ясности вопроса. В ряде случаев полный осмотр здания не требуется, однако состояние прав на собственность должно быть исследовано очень тщательно. В равной степени должны быть наведены точные справки на предмет возможных планов городских властей в отношении объекта и соответствия предполагаемой сделки всем требованиям закона. 7. Минимальные требования к содержанию отчетов оценщиков. Заглавием такого документа может быть лишь "Отчет об оценке" либо "Свидетельство об оценке". Озаглавливать документ "Сертификат стоимости" (как юридически доказательный документ) запрещается. Содержание документа включает адрес собственности, имя клиента, дату инспекции и оценки. В нем присутствует также описание объекта собственности, наличие строительных работ, потребность в ремонте, имеющиеся удобства, расположение готовых построек и строительных площадок, а также степень загрязненности территории собственности. Отчет печатается только для клиента. Применение британскими оценщиками в своей работе Руководства по оценке обязательно. Оценщик вправе отступать от него только в исключительных, особых обстоятельствах, когда следование ему неуместно или непрактично. И все же это должна быть действительно экстраординарная ситуация, поскольку если RICS не убедят причины отхода оценщика от положений Руководства, он подлежит дисциплинарным санкциям. Результатом их может стать исключение данного оценщика из членов Королевского общества. В свою очередь, когда оценщика привлекают к суду за ошибки, ему легче организовать свою защиту в тех случаях, когда он придерживался Руководства, чем в тех случаях, когда он по каким-то причинам от него отклонился. Отход от положений Руководства по оценке может сопровождаться и нарушением условий профессионального страхования, а это чревато потерей страхового возмещения. Таким образом, оценщикам — членам RICS, пренебрегшим Руководством, грозят весьма серьезные неприятности. Тем не менее некоторые клиенты, не удовлетворенные названным Руководством по оценке в его нынешнем виде, заказывают произвести оценку своей собственности на иной основе. При этом использование собственником полученной таким образом оценки возможно только для его "внутреннего потребления" и невозможно для предоставления в арбитражные органы и для официальных публикаций. Ниже приведено содержание "Красной книги", которое дает представление о структуре руководящих стандартов оценки Великобритании.[RICS Appraisal and Valuation Manual. 1997.] Введение. Аргументы модификации Руководства по оценке. Структура материалов Руководства. Согласования требований. Терминология. Секция 1: Практические положения Руководства. PS1. Применение Практических положений. PS2. Разъяснение к соглашению об условиях контракта. PS3. Цели оценки и их обоснование. PS4. Определение основ оценки, базовые предположения. PS5. Квалификация оценщиков и конфликт интересов. PS6. Проверки и рассмотрение материальных условий. PS7. Представление результатов оценки и ссылки при публикациях. PS8. Оценка коммерческой недвижимости в качестве залога для получения кредита. PS9. Оценка жилищной недвижимости как залога под ипотечный кредит. PS10. Оценка недвижимости жилищных ассоциаций как залога под кредит. PS11. RICS/ISVA [ведущие британские общества по недвижимости.], схема оценки и обследования для покупателей недвижимости. PS12. Оценка бухгалтерской отчетности и других финансовых документов. PS13. Оценка земли и зданий для включения в проспекты для биржи. PS14. Оценка для случаев поглощения и слияния. PS15. Оценка для схем расширения бизнеса. PS16. Оценка для страховых компаний по акту о страховании 1994 г. PS17. Оценка для компаний по страхованию жизни. PS18. Оценка земельных участков и зданий, принадлежащих специализированным организациям (типа трастов— Unregulated Property Unit Trusts). PS19. Оценка земельных участков и зданий, принадлежащих организациям типа фондов недвижимости. PS20. Оценка для пенсионных фондов. PS21. Оценка объектов незавершенного строительства и из коммерческого резерва, включая земельные участки и здания. PS22. Оценка земли, содержащей полезные ископаемые и другие невозобновляемые ресурсы. Приложения к практическим указаниям. PSA1. Оценка станков и оборудования, включенных в оценку земли и зданий. PSA2. Оценка жилищной стоимости: руководство для клиентов и модельные условия контрактов оценки. PSA3. Типичные параграфы в отчетах об оценке. PSA4. Оценка промышленной недвижимости: руководство для клиентов и модельные условия контрактов оценки. PSA5. Пример форм, прилагаемых к отчету об оценке. PSA6. Благотворительные вложения: информация, которая должна содержаться, проблемы, которые должны рассматриваться в отчетах оценщиков. PSA7. Примеры приемлемых опубликованных ссылок на отчеты о недвижимости. PSA8. Модель соглашения (по схеме Королевского общества RICS) по оценке коммерческой недвижимости в качестве залога для получения кредита. PSA9. Модель формы отчета: Оценка жилищной недвижимости для получения ипотечного кредита. PSA10. Модель формы отчета: Переоценка жилищной недвижимости при получении ипотечного кредита. PSA11. Модель формы отчета: Оценка жилищной недвижимости для дальнейших действий с нею. PSA12. RICS/ISVA — схема оценки и обследования. PSA13. Требования для схем с уникальными объектами ("Желтая книга "). PSA14. Гарантии и инвестиционное регулирование для организаций типа Authorised Property Unit Trusts. Секция 2: Руководящие указания. GN1. Дополнительное руководство по оценке. GN2. Факторы окружающей среды, загрязнения и оценка. GN3. Оценка жилищной недвижимости, используемой в качестве залога для обеспечения кредита. GN4. Анализ арендных операций с коммерческой недвижимостью. GN5. Амортизационные расчеты. GN6. Оценка станков и оборудования. GN7. Оценка нематериальных активов (типа Goodwill). GN8. Оценка для автозаправочных станций. GN9. Оценка ресторанов. GN10. Оценка недвижимости в отраслях медицины и здравоохранения. GN11. Оценка активов местных органов власти для финансовой отчетности. GN12. Оценка лесов и лесных земель. GN13. Отношения оценщика с аудитором и информация, которую требуют аудиторы от оценщиков. GN14. Расчеты текущей стоимости. GN15-GN16. Оценка для специальных схем градостроительного регулирования. GN17. Оценка земли для схем развития. GN18. Оценка для совместных предприятий. Приложения к Руководству. GNA1. "Строительные общества "— положения 1987-SI1987/ 1671. GNA2. Рекомендации по работе с памятниками архитектуры и истории, охранными зонами, необычными сооружениями. GNA3. Введение в "Mundic "-проблему. GNA4. Формы для получения информации об аренде: промышленная недвижимость и складские помещения, офисы, торговые объекты. Индексы и обозначения.
2.3 Сравнительный анализ: международные стандарты и регулирование оценочной деятельности в Российской Федерации
Основная идея данного раздела — показать соответствия, общности и некоторые расхождения в российской и международных системах организации и стандартов оценочной деятельности. Материалы для сопоставления представлены в табл. 2.1 и 2.2. За структурную базу сравнения (последовательность строк табл. 2.1 и 2.2) взята содержательная структура основных разделов международных документов: стандартов ISVC (Международных стандартов оценки) и стандартов TEGoVA (Европейских стандартов оценки).
Примечания
Методически немаловажным является тот факт, что оба комплекса западных стандартов переведены на русский язык и доступны в полном объеме заинтересованному пользователю.
Для более логичного и полного аналитического сопоставления (имея в виду возрастающую регулирующую роль государства и определенные задержки в разработке и согласовании обновленной системы отечественных профессиональных стандартов оценки) положениям зарубежных стандартов ставится в соответствие информация из следующей совокупности российских документов: • положения ФЗО — Федерального закона об оценочной деятельности в Российской Федерации (1998 г.); • положения других законодательных и нормативных документов (1990—1999 гг.), затрагивающих отдельные аспекты оценки недвижимости; • положения профессиональных стандартов оценки по материалам ранее (до 1998 г.) действовавших ГОСТов и стандартов РОО (которые, в общем-то, являются и наиболее реальными прообразами обновляемой в настоящее время системы отечественных стандартов оценочной деятельности). Отметим также, что поскольку Европейские стандарты TEGoVA разрабатывались в тесной взаимосвязи с Международными стандартами ISVC, то многие положения обоих документов идентичны (в этих случаях в табл. 2.2 дается ссылка на табл. 2.1). Кроме того, в графе "Положение международных стандартов" указаны обе версии названий стандартов и приложений (до и после 2000 г.). Проводя сравнительный анализ Международных и Европейских стандартов и основных отечественных документов, регулирующих оценочную деятельность в Российской Федерации, следует также обратить внимание на ряд исключительно полезных (уже для национальных систем стандартов) положений и рекомендаций "Красной книги" оценщиков Королевского общества RICS Великобритании. Это тем более логично и в том плане, что методологически и практически Европейские стандарты оценки TEGoVA формировались во многом на базе структуры "Красной книги" и опыта британских оценщиков как наиболее авторитетного и многолетнего отряда европейских специалистов в данной области. Методологически наиболее важными выводами при сравнительном рассмотрении структуры и состава стандартов IVSC, TEGoVA и британской "Красной книги" будут следующие: 1)при всей концептуальной общности международно признанных подходов и принципов, рекомендуемых методов, моделей и процедур оценки (что в целом характерно и для российской системы) стандарты оценки могут иметь определенные различия; 2)эти различия, не затрагивая главных положений всеобще признанных стандартов оценки, в основном определяются достижимой глубиной и детализацией в рассмотрении объектов оценки и проводимых с ними операций; 3)мера детализации стандартов и ее направленность определяются реально существующей региональной (национальной) спецификой (например, законодательного и социально-экономического развития, сложившейся ролью государства в регулировании оценочной деятельности), практической востребованностью на рынках недвижимости. Все это позволяет с оптимизмом продолжать работу в направлении развития российской системы стандартов оценочной деятельности, которая, с одной стороны, обеспечивает все необходимые аспекты социально-экономических реформ и активного роста отечественного рынка недвижимости, а с другой — гармонирует со стандартами мирового сообщества и обеспечивает результативное продвижение в общем направлении глобализации бизнеса. В табл. 2.1 и 2.2 использованы следующие сокращения: ФЗО — Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; НК1 — Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая; БУ — Федеральный закон "О бухгалтерском учете"; ФЗИ — Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)"; ФЗП — Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества"; ПЖ — Федеральный закон "О приватизации жилья"; ФЗБ — Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"; ГКРФ — Гражданский кодекс Российской Федерации; ИГН — Инструкции Госналогслужбы России № 33 и № 38 (налоги на имущество предприятий и иностранных юридических лиц); ВСН — Ведомственные строительные нормы "Техническая инвентаризация и оценка физического износа жилых зданий" ВСН 53-86(р); СНиП — Строительные нормы и правила (сметные расчеты и др.); ГС — ГОСТы (в области оценки), принятые до ФЗО; СТО — Стандарты Российского общества оценщиков (РОО); МР — Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Официальное издание (М., 2000); ЗМ/ЗП — региональные законы (Москвы/Петербурга), в том числе: "Об основах платного землепользования в Москве" (№34,1997), "О государственной поддержке инвестиций в Санкт-Петербурге" (№185-36, 1998). Таблица 2.1. Сопоставление Международных стандартов (IVSC) с системой отечественной документации, связанной с оценкой
Таблица 2.2. Сопоставление Европейских стандартов (TEGoVA) с отечественной документацией, связанной с оценкой
Используя зарубежный опыт Международных и Европейских стандартов, а также фундаментальный характер материалов "Красной книги", было бы целесообразно активизировать работу по следующим актуальным и еще недостаточно освоенным направлениям стандартов (рекомендаций, руководств, ведомственных нормативных положений и правил): 1) конфликт интересов (из PS5); 2) оценка недвижимости в целях включения в биржевые проспекты (из PS13, см. аналогичные положения TEGoVA); 3) оценка для ситуаций поглощения и слияния фирм, для схем расширения бизнеса, совместных предприятий (PS14, PS15, GN18); 4) оценка недвижимости для специальных типов организаций — страховых и пенсионных фондов и др., трастов, для благотворительных вложений (из PS17—PS20, PSA6, PSA14); 5) оценка объектов незавершенного строительства и коммерческого резерва (из PS21); 6) методическая информация для разработки руководств по оценке объектов государственной и муниципальной собственности (из PSA13, GN10, GN11); 7) руководство по анализу арендных операций с коммерческой недвижимостью (из GN4, GNA4); 8) оценка конкретных типов коммерческой недвижимости: автозаправочных станций, ресторанов и др. (из GN8, GN9); 9) регулирование отношений оценщиков и аудиторов (из GN13); 10) рекомендации по работе с памятниками архитектуры, культуры и истории, природоохранными зонами, необычными сооружениями (из GNA2).
|
Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности. Соответствие терминологии Международным стандартам оценки 2001. В связи с принятием Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности (Постановление Правительства РФ N519 от 6 июля 2001г.) (РСО) оценщики задают вопрос о соответствии терминологии используемой в этих стандартах терминологии новой редакции Международных стандартов оценки 2001 (МСО 2001). Сравнительная таблица терминов. При составлении таблицы использовался перевод Международных стандартов оценки в редакции 1994г. (Международный стандарты оценки. Книга1. Перевод, комментарии, дополнения., Москва, 2000) в части, соответствующей Международным стандартам оценки 2001.
|