Глава 4 ПОДГОТОВКА ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИЯТИЯ)

 

Затраты и доходы, влияющие на бизнес-решения — это всегда ожидаемая величина. Однако будущее неопределенно, и ход событий часто идет вразрез с ожиданиями. Из-за многочисленных взаимосвязей, характерных для нашей экономики, за ошибочные бизнес-решения зачастую приходится платить не только тем, кто их принимал, но гораздо большему количеству людей. Одним из путей предотвращения неправильных бизнес-решений является использование качественной информационной базы.

Изучив данную главу, Вы получите шанс овладеть этим путем. Вы узнаете, каким требованиям должны отвечать, оценивая бизнес-информацию, как она собирается и обрабатывается и используется в оценочной практике, какими информационными источниками пользуются современные оценщики и какие сервисные службы помогают им сформировать сервисные службы качественной информационной базы.

 

4.1. Информационная база оценки, ее состав и структура

 

Залог успешной оценки бизнеса — качественная информационная база. Информация необходимая для оценки собирается из различных источников. При этом важно, чтобы она отражала состояние внешней (макроэкономической и микроэкономической) и внутренней среды бизнеса в различные периоды времени.

Характеристики оцениваемого бизнеса на дату оценки являются результатом предыдущего развития, предпосылкой будущего развития и одновременно зависят от положения дел в экономике страны, в отрасли и регионе.

Поскольку стоимость бизнеса является результатом воздействия многочисленных взаимосвязанных факторов, постольку и информация необходимая для ее оценки представляет собой систему взаимосвязанных информационных блоков, среди которых выделяются финансовые результаты деятельности предприятия.

Оценочная информация классифицируется по различным критериям. В зависимости от характеризуемых условий выделяются внешняя и внутренняя информация. Внешняя информация характеризует условия функционирования предприятия в регионе, отрасли, в стране, на внешнем и внутреннем рынках. Внутренняя информация описывает само предприятие, дает отчет о его деятельности, организационной структуре, финансовых результатах.

В зависимости от размещения источника выделяется аутсайдерская и инсайдерская информация. Аутсайдерская информация является публичной, доступной широкой публике, открытой, т.к. она печатается в средствах массовой информации или в сети интернет. Источник аутсайдерской информации расположен в не фирмы. Инсайдерская информация, напротив, нигде не публикуется либо содержится во внутренних изданиях, о которых посторонние предприятию люди даже не подозревают, к инсайдерской относится так­же и конфиденциальная информация. Источник такой информации расположен внутри фирмы.

В зависимости от параметров бизнеса и показателей. характеризующих его состояние, информацию можно подразделить на обычную и специфическую. Общая информация включает в себя стандартные показатели, характеризующие деятельность любого предприятия, без учета его специфики. Специфическая или особенная информация, напротив, отражает особенности оцениваемого бизнеса, обусловленные его отраслевой принадлежностью, месторасположением и т.п.

В зависимости от характеризуемых аспектов бизнеса информация подразделяется на финансовую, правовую, управленческую, технико-технологическую, хозяйственно-экономическую. И наконец, учитывая, что в любом предприятии заключено органическое единство имущественного комплекса и бизнеса, следует различать информацию относящуюся к имуществу предприятия и информацию содержащую характеристики предприятия как бизнеса.

В зависимости от доступности информация подразделяется на публичную и конфиденциальную. Все перечисленные информационные блоки должны быть взаимосвязаны в пространстве и во времени и соответствовать определенным требованиям, предъявляемым к оценочной информации.

Основными требованиями являются:

1) достоверность;

2) точность;

3) комплексность;

4) полнота.

При этом анализируемая оценщиком информационная база должна содержать все необходимые сведения и быть достаточной для обоснованного заключения о стоимости предприятия.

Cистематизация собранных данных осуществляется либо хронологическим методом, либо журналистским, либо логическим, либо, что наиболее часто — комплексным, сочетающим все три метода. Суть хронологического метода заключается в сборе, расположении и последующем анализе информации от прошлого к будущему, при журналистском методе — от более важного к менее значимому, при логическом — от общего к частному или от частного к общему.

Любой бизнес подчиняется законам и подзаконным правовым актам страны-резидента, ряд которых являются общими для всех предприятий — юридических лиц, а часть которых относятся только к предприятиям определенных отраслей и сфер деятельности. Это прежде всего относится к лицензируемым сферам деятельности, особое внимание здесь следует обратить на предприятия связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых.

Правовое поле предприятия (бизнеса) обязательно должно быть учтено при формировании информационной системы оценки, т.к. эта специфика серьезно влияет на процедуру и результат рыночной оценки. Не менее важной для стоимостной оценки является аутсайдерская, публичная информация, причем особое внимание следует обратить на местные печатные издания, в которых можно обнаружить информацию о спорах и судебных разбирательствах касающихся прав собственности на тот или иной объект оценки, о скрытом обременении объекта или сомнительных сделках, которую владельцы предприятия предпочли бы скрыть, но которая существенно повлияет на величину стоимости бизнеса.

Кроме этого, в публичных источниках (газетах, журналах, интернет-сайтах) можно найти и отчет компании, подготовленный для собрания акционеров, и данные о недавно совершенных сделках с аналогичными объектами, и информацию о состоянии фондового рынка, и рейтинговые обзоры, позволяющие определить место оцениваемого предприятия среди других компаний.

Процедура сбора информации включает в себя следующие этапы:

1. Направление запроса в компанию с просьбой предоставить требуемую для оценки информацию (в запросе целесообразно применять формы, позволяющие в дальнейшем сгруппировать полученную в определенном формате информацию и провести расчеты).

Например, требуется информация для оценки оборудования. В этом случае к запросу прилагается таблица для заполнения, в которой указываются следующие столбцы: наименование, дата приобретения, технические характеристики, текущее использование, про­цент физического износа).

2. Осуществление контакта с основными подразделениями компании, отвечающими за тот или иной блок данных (Техническая служба, Производственная служба, Маркетинговая служба).

3. Формирование рабочей группы из назначенных ответственных за проведение оценки со стороны компании и специалистами оцениваемой компании.

4. Получение необходимой для проведения оценки информации.

Однако широко доступной публичной информации не всегда бывает достаточно для формирования полного, достоверного представления об оцениваемом бизнесе. Поэтому оценщик должен обладать определенными навыками социолога, психолога, журналиста для проведения интервью, составления опросного листа, грамотного проведения беседы с руководством и рядовыми сотрудниками фирмы, с партнерами и конкурентами. Полученная в результате интервьюирования информация зачастую оказывается весьма полезной. Особое место интервьюирование занимает в информационной базе, созданной для оценки Закрытых Акционерных компаний, малых предприятий, финансово-кредитных институтов. В таких компаниях важно провести всесторонний, детальный опрос собственников-владельцев, менеджеров разного уровня. Это поможет выяснить многие важные факты, относящиеся к оцениваемому предприятию, составить представление о стратегии фирмы, о философии бизнеса, концепции управления.

Часто подобная информация позволяет получить дополнительные сведения об отрасли, о конкурентной среде, в которой действует компания, об отношениях с банками, с поставщиками и партнерами по бизнесу, о компетентности ключевого персонала. Например, побеседовав с финансовым директором, можно узнать, имеются ли на складе вышедшие из употребления или низколиквидные товарно-материальные запасы. Менеджер по продажам может указать на какие-нибудь важные контракты, о которых забыли упомянуть владельцы, или сообщить некоторые детали конку­рентного поведения фирмы, которые могут повлиять на оценку. Менеджер по производству может сообщить, что новое оборудование существенно снижает себестоимость продукции. Каждое такое сообщение может в значительной степени повлиять на прогноз оценщика относительно будущих показателей прибыли предприятия и, следовательно, на конечный результат оценки. Однако при проведении опросов оценщик не должен ограничиваться владельцами и менеджерами. Желательно также побеседовать с работниками банка, обслуживающими фирму, например, с менеджером по кредитам, у которого можно получить важную информацию относительно прошлой деятельности компании и который может выдать свой собственный прогноз относительно перспектив его развития. Следует связаться и с бухгалтером, готовящим отчетность и налоговые декларации, а также с недвижимым аудитором, если таковой имеется. Полезны ли будут и контакты с основными конкурентами компании, от которых можно получить ценные сведения о состоянии отрасли, а зачастую и полезную информацию относительно самой компании-заказчика.

Безусловная польза от интервьюирования таит в себе и определенную опасность, а именно возможность «увязнуть» в несуществующих деталях. При проведении реальной оценки приходится просматривать и анализировать большой объем информации, значительная часть которой оказывается, в конце концов, лишней. Определение того, какая информация является существенной, составляет неотъемлемую часть процесса оценки.

Примерный перечень вопросов, по которым можно получить дополнительную информацию из опросов:

·        цель и объем работ по оценке;

·        история деятельности предприятия;

·        правовые формы функционирования предприятия;

·        характеристика филиалов и дочерних компаний;

·        месторасположение предприятия и его подразделений;

·        права владения бизнесом;

·        ассортимент продукции и услуг предприятия;

·        отраслевая классификация;

·        кредиторы;

·        основные клиенты;

·        социальные программы для работников предприятия;

·        информация о недвижимости, занимаемой предприятием;

·        физическое состояние производственных мощностей, оборудования и т.п.;

·        предыдущие оценки, исследования и прогнозы, выполняемые самой компанией или по ее заказу;

·        передача прав собственности и предложения о покупке;

·        дополнительные источники информации, из которых можно получить ценные сведения о компании и отрасли, к которой она относится;

·        сведения о владельцах компаний;

·        информация о ключевом персонале;

·        специальные вопросы, вытекающие из анализа, финансовой отчетности;

·        обязательства, обусловленные наступлением определенных событий и вытекающие из определенных документов, например, договор аренды, а также непредвиденные расходы;

·        предыдущие оценки рыночной стоимости отдельных видов материальных активов, гудвилла и др. нематериальных активов.

Таким образом, при оценке бизнеса для того, чтобы собрать как можно более полную информацию о компании и отрасли очень важно провести подробный опрос владельцев, ключевого персонала, клиентов, кредиторов, банкиров, поставщиков, поскольку многие факты могут быть получены только от них.

Помимо непосредственно получения информации оценщик должен ее обработать: проверить, внести необходимые корректировки и рассчитать относительные показатели. Кроме этого, зачастую необходимо для получения сопоставимых данных произвести инфляционную корректировку данных, а также нормализовать бухгалтерскую отчетность.

Нормализация отчетности проводится с целью определить доходы и расходы, характерные для нормального действующего бизнеса. Она необходима для того, чтобы оценочные заключения имели объективный характер, основывались на реальных показателях, характеризующих деятельность предприятия. Отчетность, составленная в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, не отражает реальную рыночную стоимость имущества. Возможность использования разных методов учета операций, списания долгов приводит к неодинаковым значениям прибыли и денежных потоков.

Рыночная стоимость части активов, таких как финансовые вложения или нематериальные активы, может не учитываться при составлении баланса.

Нормализующие проводки в процессе коррекции финансовой отчетности проводятся по следующим направлениям:

·        корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов;

·        корректировка метода учета операций, как, например, учета запасов или создания резервов, или метода начисления амортизации;

·        корректировка данных бухгалтерской отчетности с целью определения рыночной стоимости активов.

 

4.2. Внешняя и внутренняя информация

 

Внешняя информация, характеризует условия функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом. Можно выделить следующие виды внешней информации.

1. Макроэкономическая и геополитическая информация.

Хотя информация этого вида редко напрямую воздействует на компании, она может сыграть решающую роль при разработке долгосрочной стратегии. Например, информация о разработках в Китае помогла компаниям решить, выходить на китайский рынок или нет; примечателен тот факт, что первые иностранные компании, которые вышли на китайский рынок, обладали лучшими и наиболее достоверными источниками информации о политических и экономических переменах в Китае.

Кроме того, как это будет описано ниже, в отдельных случаях макроэкономическая и геополитическая информация может сыграть решающую роль при оценке предприятий некоторых отраслей промышленности, а именно: предприятий, относящихся к так называемым «естественным монополиям», стратегически значимых предприятий и т.д.

К основным моментам, характеризующим макроэкономическую и геополитическую информацию, относят:

·        уровень инфляции;

·        темпы экономического развития страны;

·        изменение процентных ставок;

·        колебания курсов валют;

·        уровень политической стабильности;

·        стратегические программы правительства и многое другое.

2. Рыночная информация. Это огромная и сложная область, и рыночная информация сейчас по праву является основным товаром для фирм, начиная от рекламных агентств и заканчивая банками (а так­же для специализированных компаний, занимающихся рыночными исследованиями), конкурирующих за право предоставить информацию.

Рыночная информация может быть очень разной — от конкретной (как, например, анализ структуры магазинов в узком сегменте розничного рынка) до самой общей (как анализ тенденций на мировом рынке какого-нибудь товара). От рыночной информации зависят разработки компаниями новых продуктов, маркетинговое планирование, планирование коммуникаций и рекламы, решения об экспорте, а также общие стратегические решения. Природа рыночной информации меняется в зависимости от цели и от того, какой компании предназначена эта информация; категории, по которым обычно ищется информация, включают размер и рост рынка, покупательную способность, привычки, спрос и поведение потребите­лей, рыночную долю и информацию о конкурентах.

3. Информация о конкурентах. Ее иногда рассматривают как часть рыночной информации, но она по праву заслуживает отдельного рассмотрения, поскольку может влиять на принятие стратегических решений, даже если рыночные условия не учитываются непосредственно. Компании могут, например, заинтересоваться, где конкуренты находят источники сырья и специалистов, для того чтобы участвовать в конкурентной борьбе за эти источники или сохранить уже имеющиеся. Известно, что точную информацию о конкурентах получить трудно, и эта область удостоилась пристального внимания благодаря таким неэтичным действиям некоторых компаний, как промышленный шпионаж.

4. Информация о поставщиках. Эту информацию часто упускают из виду, но она играет не последнюю роль и при разработке новых продуктов, и при расчете практических результатов. Информация о поставщиках обычно концентрируется на таких аспектах, как издержки, надежность, качество и время доставки. Информация о поставщиках прямо влияет на наши знания о прибыльности компании, а следовательно, о ее перспективах на рынке и цене.

5. Внешняя финансовая информация. Компаниям, особенно крупным со сложной структурой инвестиций и (или) со сложной финансовой структурой, требуется разнообразная информация по таким вопросам, как, например, динамика курсов акций, движение на рынке капитала и т. д. В последние годы на этих рынках наблюдаются тенденции к переходу в виртуальное пространство и предоставлению информации в режиме реального времени.

6. Информация о регулировании и налогообложении. Компаниям нужна информация об условиях регулирования не только для соблюдения правовых норм, но и для определения необходимых затрат. Оценка условий регулирования тоже нужная задача, предшествующая принятию любого решения о выходе на рынок. Информация о налоговых системах важна не только для соблюдения правовых норм, но и для определения эффективного с точки зрения налоговых выплат способа ведения операций. Например, могут быть какие-то налоговые стимулы к размещению производства в одном регионе, а не в другом, где планируется введение более высоких налогов. Наиболее существенными моментами являются:

·        степень государственного регулирования отрасли;

·        налогообложение на федеральном, региональном и местных уровнях;

·        система льгот и льготных налоговых режимов, а также государственных преференций.

 

Внешняя информация

 

Внешними источниками информации могут являться следующие нормативные и справочные материалы:

·        информация о ценах на товарных и сырьевых биржах, по котировкам акций компаний публикуемая в сети Интернет;

·        аналитические обзоры и статистические материалы, публикуемые Государственным комитетом по статистике РФ, Министерством финансов РФ, Московской межбанковской валютной биржей, фондовыми организациями (в том числе Российской торговой системой), российскими и зарубежными информационными агентствами (в том числе агентствами АК&М, «Финмаркет», «Росбизнесконсалтинг») в сети Интернет;

·        специализированные отраслевые журналы;

·        прайс-листы агентств недвижимости города, в котором находится оцениваемая компания;

·        справочные бюллетени «Оптовик», «Промышленный оптовик», «Капитал», приложение к «Строительной газете», «Индекс цен в строительстве», компьютерные базы данных;

·        распоряжения государственных управлений «Центров по ценообразованию в строительстве» области, в которой находится оцениваемая компания об утверждении индексов удорожания сметной стоимости строительства.

В период сбора информации лицами, осуществляющими оценку проводится инспекция оцениваемого объекта. В процессе инспекции осматриваются конструктивные элементы зданий, инженерные коммуникации, технологические линии. Изучаются представленные технические документы, акты обследования, бухгалтерская информация. Проводятся беседы с руководителями отделов, начальниками служб, ответственными работниками.

 

Внутренняя информация

 

1. Информация о производстве. Это пример полностью внутреннего по отношению к фирме вида информации. Оценщик анализирует данные о наличии производственных мощностей, сопоставляя их с данными о спросе на продукцию компании, капиталовложениями предприятия.

2. Информация о трудовых ресурсах. Информация о трудовых ресурсах обычно сфокусирована на таких моментах, как обучение персонала и уровень квалификации, моральное состояние персонала и расходы на обеспечение кадрами. Кроме того, важна информация об управляющем предприятием, поскольку тот зачастую может являться ключевой фигурой, обеспечивающей эффективность, прибыльность и перспективы развития производства.

3. Ретроспективные данные об истории компании и описание стратегии предприятия. В том числе описывается процесс производства продукции по каждому виду продукции, объемы продаж за прошлый период.

4. Внутренняя финансовая информация. Эта категория информации описывает то, что обычно называют «показателями». Она включает основную информацию из бухгалтерской отчетности о прибыли и издержках, об имуществе и обязательствах, а также большой спектр финансовых показателей, таких как коэффициент Р/Е (отношение рыночной цены акции к доходу по ней), отношение заработной платы к валовой выручке, показатели производительности и т. д. Такая информация обычно дает исходную картину финансового благополучия и рентабельности компании.

Основными финансовыми показателями являются:

 

·        Ликвидности:

*        коэффициент текущей ликвидности;

*        коэффициент срочной ликвидности.

·        Финансовой зависимости/доли заемных средств:

*        долгосрочная задолженность/собственный капитал;

*        долгосрочная задолженность в % к используемому капиталу.

·        Прибыльности:

*        прибыль на средства акционеров (ROSР);

*        прибыль на используемый капитал (RОСЕ);

*        прибыль на суммарные активы (RОТА);

*        операционная прибыль от продаж;

*        валовая прибыль (от продаж);

*        суммарные операционные расходы на продажи.

·        А также:

*        оборачиваемость основных средств;

*        оборачиваемость запаса;

*        период погашения дебиторской задолженности;

*        период погашения кредиторской задолженности.

5. Наиболее значимой Внутренней информацией, способной существенно повлиять на результаты полученной оценки, являются следующие моменты:

·        наличие Свидетельств о праве собственности на объекты не­движимости (в случае отсутствия, инвестиционная привлекательность объектов снижается);

·        обременение активов (наличие договоров залога, аренды и т.п.).

Источники внутренней информации могут быть:

·        публичными, доступными для любого исследователя;

·        частными, составляющими собственность определенной компании или института (но с возможностью доступа к ним за плату);

·        подписными, представляющими собой гибрид публичных и частных источников, когда информация находится в чьей-то собственности, но постоянно обновляется и становится доступной для определенного ограниченного круга подписчиков.

При поиске источников информации особое внимание нужно уделять таким вопросам, как стоимость и конкретность получаемой информации, надежность и гарантии достоверности информации. К сожалению, имеется прямая зависимость (причем обычно очень тесная) между степенью конкретности информации и стоимостью ее получения. Необходима оценка надежности информации (с заданием допустимой погрешности); она должна включать источник, срок, в течение которого информация остается актуальной, и ее анализ. Репутация источника — это одно, а использование доказательств, подтверждающих ее, — совсем другое.

Приведем несколько наиболее распространенных источников бизнес ­информации:

·        правительственные учреждения;

·        библиотеки;

·        торговые ассоциации, союзы, общественные объединения субъектов рынка;

·        компании, занимающиеся частными исследованиями и информацией;

·        газеты и журналы, включая отраслевые информационные издания;

·        службы бизнес ­информации;

·        базы данных в режиме онлайн.

Некоторые источники стоит прокомментировать. Правительственные учреждения, как государственные, так и надгосударственные, могут служить хорошим источником необработанных данных, особенно рыночных и макроэкономических, а также информации, касающейся регулирования. Однако часто эти данные нужно интерпретировать или анализировать. В том, что касается экспортных рынков, торговые ассоциации зачастую являются более полезным источником.

Число компаний, занимающихся частными исследованиями и информацией, за последние годы выросло в несколько раз; они специализируются на сборе информации о рынках и конкурентах. Сюда же относятся специализированные агентства.

Газеты и журналы представляют собой источник бесплатной (обычно), но не фильтрованной информации по широкому кругу вопросов. Службы бизнес ­информации чаще всего предоставляют услуги по поиску специальной и детализированной информации на основе подписки или продажи. Обычно это коммерческие организации, но такие услуги предоставляют и академические учреждения. На западе примером коммерческих организаций могут быть служба кредитной информации Dun & Вгаdstreet или компания А.С. Nielsen, занимающаяся исследованиями рынка. В качестве примера академических учреждений можно привести Centre for Economic Forecasting при London Business School, предоставляющий макроэкономические анализы и прогнозы, и Small Business Foresight, предлагающий услуги по анализу и прогнозированию для держателей акций мелких компаний. В России можно привести в качестве примера агентство АКМ и институт экономики переходного периода соответственно.

В последние годы большое значение приобрела информационная сеть Интернет. Всегда имеется большой спрос на специфическую информацию по секторам и регионам, и он продолжает расти. Группа определенных интересов, блоки новостей и доски объявлений в Интернет позволяют выделить «пучки» узкоспециализированной информации и таким образом увеличить полезность доступной информации.

Информационные технологии увеличили возможность доступа к первичным источникам информации внутри компании. Менеджерские информационные системы (MIS) и администраторские информационные системы (FIS) собирают информацию из таких источников, как отчеты о продажах, производственные отчеты, а также у них имеется информация о рынках, финансах и производстве.

 

4.3. Общая и специфическая информация

 

Давайте разберем необходимость специфической информации и ее взаимосвязь с общей информационной базой оценки на примере российских предприятий электроэнергетики.

 

Внешняя информация

 

Как было отмечено выше, внешняя информация характеризует условия функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом.

Для предприятий электроэнергетической отрасли характерны следующие моменты:

1. Макроэкономическая и геополитическая информация.

В данном случае можно говорить о чуть ли не решающем значении этого вида информации. При подготовке этого вида информации для компаний электроэнергетической отрасли следует обратить внимание на следующие моменты:

·        Уровень инфляции.

Смета затрат на производство электрической и тепловой энергии утверждается для энергоснабжающей организации исходя из планируемого роста цен, а также исходя из достигнутых исторических показателей. Превышение реальных значений инфляции прогнозных показателей, утвержденных региональной энергетической комиссией, может критически отразиться на финансовых результатах компании.

·        Темпы экономического развития страны.

Эта информация в какой-то степени коррелируется с информацией об уровне и темпах развития региона, в котором действует информация, но не дублирует ее, а дополняет, так как развитие отдельного региона прямо зависит от состояния экономики страны.

·        Изменение процентных ставок.

Многие показатели, влияющие на расчет тарифов, а следовательно, на прибыльность компании, зависят от уровня процентных ставок по кредитам банков, а также от размера ставки рефинансирования Центрального банка.

·        Колебания курсов валют.

Несмотря на то, что практически все продажи и большую часть закупок энергокомпании осуществляют в рублях, существенная часть затрат рассчитывается исходя из цен, выраженных в условных единицах или долларах. Это касается закупок импортного энергетического оборудования, уплаты процентов по валютным кредитам. Кроме того, компания может продавать электроэнергию на экспорт.

·        Уровень политической стабильности.

Один из наиболее существенных моментов. Электроэнергетика является стратегической отраслью, с высокой степенью социальной значимости и, в силу этих факторов, подвержена влиянию действия политической конъюнктуры. Судьба предприятий, их возможное существование в качестве самостоятельных субъектов рынка зависят от многих факторов, в том числе от:

*        политической ориентации руководства как на федеральном, так и на региональном и местных уровнях власти;

*        отношения основных политических сил, действующих в регионе, к проводимым реформам, и в том числе к реформе электроэнергетики.

·        Стратегические программы правительства.

Одна из наиболее важных частей этого блока. Учитывая значимость энергетической отрасли для экономики и достижения прогнозируемых параметров социально-экономического развития, государство вырабатывает научно обоснованную и общественно воспринятую долгосрочную энергетическую политику, описываемую в Энергетической Стратегии Российской Федерации. В Стратегии особое внимание уделяется инструментам и механизмам реализации энергетической политики, включающим методы государственного регулирования, ценовую и налоговую политику, совершенствование нормативно-правовой базы и т.д. Отдельными блоками рассматривается региональная энергетическая политика, научно-техническая и экологическая политика, международная деятельность и внешняя политика в области развития энергетики России.

На основании прогнозируемых макроэкономических параметров социально-экономического развития страны в Энергетической стратегии России вариантно определяются основные требования национального хозяйства, предъявляемые к энергетическому сектору, в том числе объемы и структура энергопотребления, экономически целесообразные уровни экспорта, а также необходимые для этого масштабы и темпы развития топливно-энергетического комплекса и его отраслей. В Стратегии сформулированы цели, приоритеты и этапность реализации основных задач по развитию ТЭК страны.

2. Рыночная информация.

Для предприятия электроэнергетики огромное значение имеет рынок, на котором компания действует. Ввиду того, что зона действия электроэнергетических компаний совпадает с административно-территориальным делением России, уместно говорить об исследовании потенциальных возможностей конкретного региона, в котором действует предприятие, а не всего рынка в целом. К числу приоритетных моментов относится следующая информация:

·        уровень развития региона, стадия развития (подъем, спад или стагнация), информация о состоянии региональных и местных финансов, регионального бюджета (значительную часть потребителей составляют бюджетные организации);

·        специализация промышленности региона, наличие энергоемких производств в регионе. (К числу энергоемких производств относятся производство ферросплавов, алюминия, магния, меди, синтетического аммиака, синтетических волокон, каучука и т.д.);

·        покупательная способность населения региона, средняя заработная плата (эта информация указывает на возможность населения своевременно и в полном объеме расплачиваться по розничным тарифам на электрическую и тепловую энергию);

·        данные о развитии в регионе альтернативных источников информации;

·        структура потребления электрической и тепловой энергии в регионе;

·        климатические условия, среднегодовые температуры в регионе.

3. Информация о конкурентах.

В случае с компаниями электроэнергетической отрасли сложно говорить о приоритетности информации о конкурентах, так как само название компаний этой отрасли — «естественная монополия» — говорит о практическом отсутствии конкурентов у предприятий этого вида. Все сделки, связанные с продажей электроэнергии за пределы обслуживаемого компанией региона, то есть связанные с приобретением и продажей электроэнергии через общенациональную энергетическую систему, осуществляются через Центральное Диспетчерское Управление (дочернее предприятие РАО ЕЭС) по установленным тарифам на оптовые поставки и не зависят от рыночной стратегии предприятия.

4. Информация о поставщиках.

Ввиду упомянутых выше особенностей предприятий электро­энергетической отрасли, особое значение приобретает информация о поставщиках компании и, прежде всего — о поставщиках топлива. Следует раскрыть следующие моменты:

·        количество поставщиков компании;

·        размещение основных месторождений топлива, близость станций компании к месторождениям угля и/или другого вида топлива;

·        отношение с поставщиками (зачастую в структуре собственников угольных компаний и региональных энергосистем значатся аффилированные лица, или же собственники поставщиков топлива и владельцы энергокомпаний являются прямыми конкурентами);

·        конъюнктура цен на топливо;

·        конъюнктура цен на электроэнергию, отпускаемую с Федерального оптового рынка электроэнергии (в том случае, если компания является энергодефицитной);

·        информация о влиянии, количестве профсоюзных организаций и проценте вовлеченных сотрудников (величина расходов на оплату труда определяется согласно условиям тарифного соглашения, заключаемого между компанией и отраслевым или региональным профсоюзом).

5. Внешняя финансовая информация.

В связи с идущими в отрасли реформами, а также по причине сложной структуры инвестиций и потребления, в этом разделе следует выделить основные моменты:

·        финансовое состояние основных промышленных потребителей электроэнергии в регионе;

·        доступность заемных средств в регионе;

·        динамика на курсы акций аналогичных энергокомпаний.

6. Информация о регулировании и налогообложении.

Информация о государственном регулировании является ключевой в отношении электроэнергетики. Оценщику необходимо ознакомиться с условиями функционирования энергоснабжающих организаций, с основными законодательными, ведомственными и иными правовыми актами, определяющими способы формирования себестоимости и цены продукции, производимой компаниями электроэнергетики. Стоит остановиться на следующих существенных моментах:

Общие условия функционирования определяют следующие документы:

1. Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Федеральный закон «О естественных монополиях».

2. Федеральный закон от 24 июня 1999 года №122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».

3. Указ Президента РФ от 25 июля 1998 года № 889 «О мерах по снижению тарифов на электрическую энергию».

4. Постановление Правительства РФ от 10 августа 1998 г. № 915 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. № 121».

5. Постановление Правительства РФ от 21 августа 1998 г. № 988 «Об обеспечении устойчивого снабжения топливом и энергией отраслей экономики и населения в осенне-зимний период 1998-1999 годов».

6. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1413 «О продлении срока действия Основных положений ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации и Порядка утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

7. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1998 г. № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением в целях снижения тарифов на электрическую энергию для промышленных потребителей и совершенствования основ ценообразования в отношении электрической энергии с учетом поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования».

8. Методические указания о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке, утвержденные Постановлением ФЭК № 32/2 от 2 июля 1999 г. (Постановление №2/2).

9. Постановление региональной энергетической комиссии по утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию.

·              Конкретные вопросы формирования затрат (по материальным видам затрат):

Покупная энергия:

1. Утвержденный ФЭК годовой баланс производства электрической энергии.

2. Баланс отпуска электрической энергии с Федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ), утвержденный ФЭК.

3. Положение об утверждении оптовых тарифов на электрическую энергию, отпускаемую с ФОРЭМ, утвержденное ФЭК.

Отчисления в фонд НИОКР РАО «ЕЭС России»:

1. Постановление Правительства №1156 от 13/10/1999.

2. Приказ РАО «ЕЭС России» №321 от 01/09/1999.

3. Положение «О взаимоотношениях РАО «ЕЭС России» и акционерных обществ электроэнергетики по формированию и использованию средств внебюджетного Фонда НИОКР РАО «ЕЭС России» РАО «ЕЭС России».

4. Договор о сотрудничестве по формированию средств внебюджетного Фонда НИОКР РАО «ЕЭС России», заключенный между РАО «ЕЭС России» и компанией.

Абонентская плата за услуги по организации функционирования и развитию ЕЭС:

Текущее постановление Правительства о размере абонентской платы. Наиболее существенными моментами с точки зрения налогообложения являются:

·        налогообложение на региональном и местных уровнях, размер ставок по местным налогам;

·        система льгот и льготных налоговых режимов, а также государственных преференций, условия получения льгот и вычетов.

 

Внутренняя информация

 

1. Информация о производстве.

В этом разделе оценщик должен осветить следующие моменты:

·        объемы производства электрической и тепловой энергии;

·        структуру производства в разрезе видов энергии (электрической и тепловой);

·        структуру производства в разрезе видов электростанций (ГРЭС, ТЭЦ, ГЭС, альтернативные источники энергии);

·        долю предприятия в производстве электроэнергии по Российской Федерации;

·        топливопотребление и структуру используемого в производстве топлива (уголь, мазут, газ, прочие виды топлива);

·        удельные расходы топлива на электрическую и тепловую энергию;

·        применение энергосберегающих технологий;

·        степень износа основных фондов компании.

2. Информация о трудовых ресурсах.

Здесь следует сосредоточиться лишь на общей численности сотрудников и динамике ее изменения, а также на фигуре управляющего предприятием.

3. Ретроспективные данные об истории компании и описание стратегии предприятия.

В этом разделе основное внимание уделяется следующей информации:

·        бизнес-план компании (составленный по единому образцу компаний, входящих в единую энергосистему страны);

·        отчет об исполнении бизнес-плана.

4. Внутренняя финансовая информация.

В этом разделе помимо обязательных для любой компании сведений (финансовой отчетности, включающей в себя бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении капитала и отчет о движении денежных средств) оценщик должен ознакомиться со специфической отчетностью, предоставляемой только компаниями, производящими тепловую и электрическую энергию. Информация этого блока отчетности неразрывно связана с двумя предыдущими разделами — производственной информацией и историей компании. Описываемая отчетность предоставляется при подаче заявки на утверждение новых тарифов на энергию.

В последнее время подобные заявки составляются ежегодно, однако в условиях гиперинфляции указанные процедуры могут осуществляться и чаще.

Состав этой отчетности формируется согласно постановлениям Правительства и ФЭК, указанным выше, и включает в себя следующие сведения:

·        расчеты, подтверждающие потребность предприятия в финансовых ресурсах в период регулирования;

·        определение типа и объема продукции, поставляемой на рынок (по электрической энергии — энергия и мощность высокого напряжения, среднего напряжения и низкого напряжения, по тепловой энергии — горячая вода и пар различных параметров и давления);

·        общее описание распределения финансовых ресурсов между различными типами продукции, поставляемой на рынок;

·        расчет средней суммы тарифа и тарифов для каждого типа продукции;

·        стандартный набор отчетности состоит из следующих блоков информации, предоставляемых в табличной форме (см. Приложение № 2):

·        баланс электрической энергии и мощности энергоснабжающей организации по обслуживаемому региону;

·        расчет полезного отпуска электрической энергии энергоснабжающей организации;

·        потери электрической энергии в сетях энергоснабжающей организации по диапазонам напряжений;

·        расчет коэффициентов потерь электрической энергии в сетях энергоснабжающей организации по диапазонам напряжений (производится исходя из нормативных значений и исторических данных);

·        структура полезного отпуска электрической энергии и мощности по категориям, группам и отдельным потребителям, в том числе по диапазонам напряжений;

·        расчет полезного отпуска тепловой энергии энергоснабжающей организации;

·        структура полезного отпуска тепловой энергии и мощности по группам потребителей;

·        расчет расхода условного топлива по энергоснабжающей организации;

·        расчет расхода условного топлива по электростанциям (котельным) энергоснабжающей организации;

·        расчет затрат энергоснабжающей организации на топливо;

·        расчет потребности и стоимости топлива по электростанциям (котельным) энергоснабжающей организации;

·        расчет затрат энергоснабжающей организации на покупную энергию на технологические цели;

·        смета затрат энергоснабжающей организации на производство энергии;

·        расчет стоимости услуг энергоснабжающей организации по обслуживанию сетей РАО ЕЭС России, переданных в эксплуатацию энергоснабжающей организации и по обслуживанию потребителей, выведенных на ФОРЭМ;

·        расчет абонентской платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России;

·        расчет источников финансирования капитальных вложений;

·        расчет балансовой прибыли, принимаемой при установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию;

·        калькуляция себестоимости производства электрической энергии, передачи и распределения ее в сетях энергоснабжающей организации;

·        калькуляция себестоимости производства тепловой энергии, передачи и распределения ее в сетях энергоснабжающей организации;

·        расчет среднего уровня тарифов (по энергоснабжающей организации в целом) на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям (включая потребителей — перепродавцов);

·        сводная таблица тарифов на электрическую энергию и мощность, дифференцированных по категориям потребителей (диапазонам напряжений);

·        сводные экономические показатели по стоимости энергоснабжения по категориям, группам и отдельным потребителям;

·        предлагаемые для утверждения тарифы на электрическую энергию и мощность по категориям, группам и отдельным потребителям;

·        сводная таблица тарифов на тепловую энергию и мощность, дифференцированных по категориям потребителей (по параметрам пара и горячей воды);

·        сравнительный анализ экономических показателей к расчету тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Как было описано выше, подготовка информации включает в себя и процесс нормализации бухгалтерской отчетности. Нормализация обусловлена тем, что многовариантность методов учета операций, списания долгов приводит к неодинаковым значениям прибыли и денежных потоков в каждом конкретном случае. Бухгалтерская отчетность показывает финансовый результат, не исключая нетипичные и неоперационные доходы и расходы.

Объем применяемых корректировок зависит от целей оценки, а все произведенные в ходе нормализации расчеты и изменения показателей бухгалтерской отчетности должны быть объяснены и приведены в отчете об оценке.

Наиболее важным фактором, определяющим величину денежных потоков, генерируемых бизнесом, является себестоимость продукции. В зависимости от того, как проведено калькулирование затрат, величина прибыли может быть занижена или завышена. Поэтому потенциального инвестора в первую очередь интересует динамика выручки от реализации и структура себестоимости, а затем — нормализованная прибыль.

Так как ожидаемая будущая прибыль играет решающую роль в процессе оценки, то очень важно при ее расчете рассматривать себестоимость продукции (товаров, услуг) как отражение процесса производства и реализации, нивелировав влияние методов бухгалтерского финансового учета и распределения накладных расходов. Для нормализации показателей формы № 2 приложения к бухгалтерскому балансу в оценочной практике применяются разные варианты корректировок, отличающиеся как трудоемкостью, так и степенью точности.

В случае производственных предприятий, самостоятельно реализующих свою продукцию, одним из наиболее точных подходов к нормализации затрат представляется корректировка себестоимости с учетом системы ее калькуляции. К основным принципам данной корректировки можно отнести следующие положения. Однако в случае с предприятиями электроэнергетической отрасли объемы производства и реализации практически точно совпадают, следовательно, прибыль в конечном итоге не зависит от того, какой метод калькуляции себестоимости был использован на предприятии.

При использовании в качестве внутренней информации калькуляций себестоимости по переменным издержкам, на основании которых произведен расчет в рамках коротких отрезков (декад, месяцев), надо помнить, что прибыль зависит только от объема продаж, если структура затрат и продажная цена неизменны, что и наблюдается в нашем случае. Таким образом, производить индексацию размера прибыли представляется нецелесообразным.

Использование калькуляции себестоимости по переменным издержкам позволяет избежать капитализации постоянных накладных расходов в неликвидных запасах. Поэтому при оценке бизнеса в период, когда спрос на продукцию уменьшается, предприятие может накопить излишние неликвидные запасы. При переоценке таких запасов часть их стоимости будет списана предприятием в последующий учетный период. Тогда величина прибыли текущего на момент оценки периода будет завышена. Ее следует откорректировать на сумму стоимости запасов. Применительно к предприятиям энергетической отрасли можно упомянуть такой важный фактор, как остатки топлива на складах. В процессе подготовки к зимнему сезону осуществляются закупки топлива исходя из прогноза относительно среднемесячных температур воздуха. В случае, если реальные температуры оказываются выше планируемых (что наблюдается с большой частотой на протяжении последних десяти лет), накапливаются излишние запасы угля, которые в связи с длительностью хранения теряют свои свойства, а следовательно, теряют в стоимости.

Кроме того, необходимо сформировать резервы под сомнительную дебиторскую задолженность, уменьшив таким образом валовую прибыль и сумму дебиторской задолженности одновременно. Исторически сложилось, что электроэнергетика — отрасль с высокой долей неплатежей, расчетов взаимозачетами, бартером и прочим, поэтому такая корректировка, несмотря на достигнутую в последнее время стопроцентную оплату текущих платежей «живыми» деньгами, предоставляется одной из самых необходимых.

В итоге нормализации финансовой отчетности получается отчет о прибылях и убытках, содержащий показатели, оцененные по рыночной стоимости на дату оценки.

 

4.4. Финансовая отчетность. Основные методы ее анализа и корректировки

 

Анализ финансового состояния объекта является предварительным этапом работ по оценке. На основании финансового анализа фиксируется вывод о текущем финансовом положении объекта и рассматривается целесообразность использования доходных методов оценки.

Проведение анализа включает в себя следующие этапы работ:

1. Сбор информации.

2. Проведение работ по финансовому анализу.

3. Фиксирование выводов об объекте оценки, получение данных, используемых при проведении оценки.

 

Сбор информации

 

Состав документов, запрашиваемых при проведении финансового анализа, устанавливается в соответствии с требованиями действующего законодательства в части перечня обязательной годовой отчетности. Так как данные официальной финансовой отчетности не всегда отражают объективную действительность, то дополнительно может быть запрошена аналитическая информация, позволяющая провести более детальный анализ и сформировать выводы, используемые при оценке стоимости.

В составе официальной отчетности запрашиваются:

·        бухгалтерский баланс (форма № 1 по ОКУД, далее по тексту Форма № 1);

·        отчет о прибылях и убытках (форма № 2 по ОКУД, далее по тексту Форма № 2);

·        статистическая форма отчетности № 5-3 (Сведения о затратах на производство и реализацию продукции, далее по тексту Форма № 5-3).

Для подтверждения достоверности первичной документации у Компании запрашиваются копии документов с отметкой соответствующего налогового органа или органа государственной статистики. В случае полного отказа в предоставлении информации оценщик может самостоятельно получать копии указанных документов в органе государственной статистики, либо в сети Интернет.

В составе аналитической информации запрашиваются:

·        справка о сумме затрат на заработную плату основных производственных рабочих в фонде оплаты труда, отраженной в с. 20 Формы 5-3 (далее по тексту Справка № 01);

·        справка о сумме затрат на топливо идущее на производство, отраженной в с. 17 Формы 5-3 (далее по тексту Справка № 1);

·        справка о сумме затрат на энергию идущую на производство, отраженной в с. 18 Формы № 5-3 (далее по тексту Справка № 3);

Для уточнения и конкретизации данных также запрашиваются документы, позволяющие получить информацию, необходимую для оценки.

При проведении финансового анализа необходимо проверить, чтобы стр. 510 «Заемные средства» в Форме № 1 содержала информацию о величине основной суммы долга с процентами, а также стр. 625-626 Формы № 1 содержали информацию о величине задолженности перед бюджетными и внебюджетными фондами с учетом штрафов, пеней, неустоек, иначе формирование вывода о величине задолженности будет неполным.

 

Проведение работ по финансовому анализу

 

Предварительным этапом работ при проведении финансового анализа является составление Агрегированных форм, которые должны содержать поправку на уровень инфляции, а также исключать нетипичные статьи доходов и расходов. После составления агрегированных форм проводится горизонтальный и вертикальный анализ, рассчитываются следующие группы показателей:

·        показатели ликвидности и платежеспособности;

·        показатели финансовой устойчивости;

·        показатели деловой активности;

·        показатели рентабельности.

Результаты расчета фиксируются в Аналитических таблицах (единой формы Аналитических таблиц не существует, оценщик самостоятельно определяет для себя оптимальный вариант).

При проведении более детального финансового анализа требуется проведение анализа по следующим блокам:

·        организация;

·        производство;

·        финансы.

Проведение финансового анализа в рамках блока «организация» включает в себя фиксацию существующей организационной структуры и выявление дополнительных внутренних резервов в части ее оптимизации и формировании денежного потока в затратной части при планировании в доходном подходе. Информация, полученная в данном блоке, используется в Доходном подходе при формировании ставки дисконта методом кумулятивного построения. При этом, можно сделать определенный вывод о влиянии качества менеджмента оцениваемой компании на ее стоимость.

Проведение финансового анализа в рамках блока «производство» включает в себя проведение финансового анализа с точки зрения:

·        анализа существующей производственной структуры (планируемая/ фактическая загруженность) (полученная информация используется в Доходном подходе в части прогнозирования выручки в Методе дисконтирования денежных потоков);

·        выделения избыточных основных фондов (полученная информация используется для осуществления корректировки в Доходном подходе Методом дисконтирования денежных потоков);

·        осуществления анализа уровня изношенности основных фондов (полученная информация используется в Доходном подходе при планировании капитальных вложений в денежном потоке);

·        фиксации амортизационных отчислений (используется при расчете денежного потока Методом дисконтирования денежного потока).

Проведение финансового анализа в рамках блока «финансы» включает в себя:

·        фиксацию темпов роста доходов (может использоваться в Доходном подходе в части прогнозирования выручки);

·        определение доли переменных затрат в Себестоимости (ис­пользуется в Доходном подходе);

·        фиксацию уровня собственного оборотного капитала (требует­ся при расчете денежного потока в Доходном подходе);

·        фиксацию изменения долгосрочной задолженности (использу­ется при расчете денежного потока в Доходном подходе).

После проведения финансового анализа фиксируются выводы о текущем состоянии объекта, определяются данные, используемые для проведения оценки.

Таким образом, проведение финансового анализа позволяет сде­лать вывод о состоянии оцениваемого объекта, а также подготовить данные для оценки бизнеса в рамках реструктуризации. Таким образом, финансовый анализ позволяет определить:

·        темпы роста выручки (построить оптимистический сценарий);

·        издержки (структура, резервы для оптимизации);

·        оценить необходимые инвестиции;

·        сделать вывод о проводимой амортизационной политике;

·        определить требуемую величину собственного оборотного капитала (дефицит, излишки);

·        зафиксировать нефункционирующие активы (соц. сфера, воз­можная реализация, консервация);

·        определить величину задолженности.

 

4.5. Информационная инфраструктура оценки

 

Сбор, проверка и обработка информации являются одним из самых важных этапов в процессе оценки бизнеса. Эксперту-оценщику требуется полноценная бизнес-информация, адекватно отражающая положение дел в различных областях и временных периодах.

Сегодня существует множество видов и источников бизнес-ин­формаций. Вместе с тем «источник источнику — рознь». Одна информация собирается при непосредственном участии аналитика в процессе исследования или берется из отчетов об исследованиях (первичная), другая была собрана кем-то другим, и ее предстоит про­анализировать (вторичная). Отсюда вытекает проблема общедоступ­ности информации.

Любая информация умозрительна, она базируется на явлениях, интерпретируемых передающим устройством. Иногда такая интер­претация может искажать значение лежащих в основе данных, напри­мер, пристрастность средств массовой информации при сообщении новостей. Основная цель сбора оценочной бизнес-информации за­ключается в том, чтобы на ее основе как можно точнее, с минималь­ным уровнем неопределенности, сформировать объективное пред­ставление об окружающей фирму среде и принять оценочное реше­ние. Соответственно при получении информации акцент должен быть сделан на сборе реальных экономических детерминистических и безусловных факторов. Однако это может привести к сокращению числа альтернатив, а следовательно, и потенциала за счет исключе­ния из рассмотрения всей информации, не отвечающей требованию строгой «релевантности». Таким образом, возникает проблема сочета­ния релевантности и широты информационного поля.

Другая проблема, возникающая при работе с бизнес-информаци­ей, заключается в том, что значительная часть финансовых и статис­тических информационных массивов не адекватно отражающих ре­альное положение вещей. Следующая проблема связана с времен­ным ограничением поступающей информации. Бизнес-информация в основном описывает то, что произошло в недавнем и не очень да­леком прошлом, даже новости, отражающие «настоящее», относятся к самому недавнему прошлому. Полезность официальной статисти­ки ни особенно уменьшается из-за временного лага между описывае­мыми событиями и публикацией информации.

Указанную проблему призвана решить информационная инфра­структура оценки, являющаяся составной частью целостной инфра­структуры оценки и находящаяся в России на стадии становления. Основная задача оценочной инфраструктуры заключается в предос­тавлении оценщикам информации как о внутренней среде фирмы, связанной с ее работой, так и о внешней, в которой функционирует фирма, а также информации относящейся к вопросам регулирова­ния развития оценочной деятельности.

Информационная инфраструктура представляет собой совокуп­ность организаций, служб, которые используя адекватные методы сбора, обработки, хранения информации, современные програм­мные продукты, обеспечивают пользователей-оценщиков необходи­мой им информацией, отвечающей определенным характеристикам и желаемым качествам.

В частности, информация должна быть уместной, доступной для понимания, своевременной, надежной и постоянной.

Уместность: это означает, что информация должна относиться к принимаемому решению. Уместность в конечном счете определяет­ся пользователем и решением, которое он принимает. Информация считается уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать события прошлого, настояще­го или будущего.

Понятность: если финансовые отчеты не понятны пользователям, то они имеют небольшое практическое значение.

Своевременность: чтобы быть полезными, отчеты должны содер­жать свежую информацию и публиковаться в достаточно короткие сроки после окончания периода, к которому они относятся, на том основании, что свежая информация имеет для пользователя боль­шую ценность, чем устаревшие данные.

Надежность и постоянство: эта характеристика также может быть названа «точностью». Если информация ненадежна, то неизбежным результатом этого будут ошибочные и неточные решения. Информа­ция надежна, если она обладает следующими характеристиками: $ Достоверность: информация должна правдиво отражать ре­зультат операций, которые она имеет целью представить. Чтобы быть надежной, информация должна иметь обоснованное описание и быть безошибочной. В способе представления или раскрытия ин­формации не может быть отклонений, в противном случае она пере­даст сообщение, которое не отражает действительные операции и со­бытия.

·        Содержание: содержание операций не всегда соответствует то­му, что вытекает из их юридической формы. Хорошим примером этого является аренда актива на протяжении длительного периода времени. Юридически не владея активом, арендатор (пользователь актива) записывал бы его в баланс как основной актив, потому что он пользуется активом и всеми будущими экономическими выгода­ми, заложенными в нем и его использовании. Арендатор будет пока­зывать в своих счетах сумму задолженности арендодателю.

·        Полнота: информация должна быть полной, в разумных преде­лах. Некоторые несущественные статьи могут быть исключены, так как они не влияют на решения. Однако некоторые пропуски могут превратить информацию в неверную или вводящую в заблуждение и, следовательно, ненадежную и неуместную.

Постоянство формирования: эта характеристика имеет два изме­рения:

·        сопоставимость показателей компании во времени;

·        сопоставимость отчетов между компаниями.

Если отчеты не составляются на постоянной основе, то осмыс­ленное сравнение показателей за различные периоды времени и по­казателей разных компаний по существу невозможно. Публикация Стандартов бухгалтерского учета, которые компании должны соблю­дать, помогает в этом, особенно когда происходит изменение в мето­дах учета. В этом случае компания показывает свои результаты с по­мощью старого и нового методов. Качество информации зависит от качества информационной системы и профессионализма людей, от­вечающих за входные данные.

 

4.6. Автоматизированные информационные технологии в оценке стоимости бизнеса

 

Для автоматизации процесса финансового анализа можно ис­пользовать специализированные компьютерные программы. Назна­чение рассматриваемых программ — внешняя и внутренняя диагнос­тика финансовой деятельности предприятий, а также оценка их ре­альной стоимости (стоимости бизнеса). При этом программы разных производителей отличаются друг от друга пользовательским интер­фейсом и инструментарием разработки (последнее, как правило, влияет на их функциональные возможности), спектром решаемых задач, числом доступных методик анализа, степенью подробности выходных данных и некоторыми другими характеристиками.

Среди известных разработчиков в этой области — компании «Альт», «ИНЭК» и «Про-Инвест-ИТ». Они поставляют готовые, ап­робированные, методически выверенные программные решения, с помощью которых на основе исходной информации (исходной ин­формацией в этом случае являются Формы 1 и 2 финансовой отчет­ности, представляемой в налоговые органы, а также отчеты о движе­нии денежных средств и капитала, данные дебиторской и кредитор­ской задолженности, расшифровки прибылей и убытков и т. д.) автоматически рассчитываются необходимые финансовые показате­ли, дается толкование их конкретным значениям, что позволяет сде­лать полезные выводы. Некоторые из программ подобного типа можно использовать в качестве электронного учебника по финансо­вому анализу, в котором объясняются суть применяемых методик, содержание и порядок толкования коэффициентов.

 

Принцип работы программ автоматизации финансового анализа

 

Как уже отмечалось ранее, диагностика финансового состояния предприятия выполняется на основе официальной отчетности. При этом сведения бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках вводятся в базу данных, и программа проводит тщательный анализ на предмет непротиворечивости показателей.

Ввод отчетов может осуществляться как вручную, так и в автома­тическом режиме из форматов данных наиболее популярных бухгал­терских программ. Так, например, система Аudit Ехpert компании «Про-Инвест-ИТ» позволяет загружать данные отчетности из про­грамм «1С:Предприятие» и «1C:Бухгалтерия» версий 7.х, «Ин­фо-Бухгалтер», «ИНФИН-Бухгалтерия», разработок фирмы «Па­рус», а также из специального формата хранения данных на сайте ФКЦБ, где можно бесплатно получить доступную всем отчетность множества предприятий. Кроме того, в Аudit Ехpert существует воз­можность настройки на загрузку данных из файлов чуть ли не любой структуры, чего нет в большинстве других разработок.

После ввода и контроля исходных данных выполняется их преоб­разование к сопоставимому виду. Делать это нужно потому, что фор­мы бухгалтерской отчетности в России и странах СНГ часто подвер­гаются изменениям. В результате не все показатели форм разных пе­риодов можно сравнивать напрямую. Поэтому отчеты всех периодов приводятся к «единому знаменателю», в качестве которого выступа­ют международные стандарты финансовой отчетности (например, International Accounting Standards, IAS). Выбор IAS объясняется тем, что правила западного бухгалтерского учета меняются крайне редко, и сами изменения носят, как правило, косметический характер, к то­му же несколько лет назад было заявлено о предпочтительности пе­ревода работы российской бухгалтерии на стандарты IAS.

Возможность приведения данных российской бухгалтерской от­четности в соответствие с международными стандартами сама по се­бе является привлекательной стороной программ автоматизации фи­нансового анализа. Дело в том, что эта задача уже сейчас становится актуальной для многих предприятий, особенно тех, которые стре­мятся выйти на мировой рынок, наладить контакты с иностранными партнерами, требующими представления отчетности в понятном у них виде. Однако известно, что стоимость бухгалтерских систем, поддерживающих западные стандарты учета, довольно высока. В противоположность этому, «облегченные» версии программ финан­сового анализа относительно недороги. По данным трансформиро­ванных отчетов эти системы автоматически создают таблицы, содер­жащие основные финансовые показатели, характеризующие рента­бельность, ликвидность, платежеспособность, деловую активность предприятия и структуру его капитала. Данные в них могут быть представлены в сравнении с аналогичными показателями других предприятий или некоторыми усредненными показателями (напри­мер, по отрасли) и в динамике за различные периоды. Интересно от­метить, что в некоторых программах (в частности, и в Аudit Ехpert) существует возможность прогнозирования значений показателей и на будущий период путем экстраполяции. То есть программа не только вычисляет значения показателей по ретроспективе, но и по­казывает, как могут измениться их значения в обозримом будущем, если сохранятся существующие тенденции.

Кроме того, программы позволяют произвести частичную или полную переоценку статей актива и пассива баланса и, таким обра­зом, «спуститься с небес на землю». Переоцениваются, например, дебиторская и кредиторская задолженности, акционерный капитал, материальные запасы, основные средства, незавершенное производ­ство, ценные бумаги и полученные кредиты. Для этого пользователь может задать как единый коэффициент переоценки по нужной статье, так и отдельные — по каждой составляющей показателя. К примеру, задается коэффициент переоценки всей дебиторской за­долженности или указываются коэффициенты пересчета по каждому конкретному дебитору. Это значительно повышает достоверность результатов, а порой и вообще является единственно приемлемым под­ходом к сопоставительному анализу финансовых отчетов.

Формированием системы показателей программы не ограничи­ваются: большое значение в них придается порядку их интерпрета­ции. Система выдает содержательные текстовые расшифровки зна­чений показателей с отметками, какие из них находятся в пределах нормы, а какие имеют нежелательные значения, поскольку из прак­тики уже известны те пороговые величины, внутри которых значе­ния аналитических коэффициентов могут считаться благоприятны­ми или неблагоприятными. Из комментариев к отдельным коэффи­циентам и их группам программы финансового анализа могут составить готовое текстовое заключение о различных сторонах де­ятельности предприятия.

Следует отметить, что автоматически формируемые заключения большинства программ финансового анализа можно загрузить в формат текстового редактора (обычно это МS Word) и редактировать. При этом некоторые программы позволяют регулировать степень де­тализации изложения, предоставляя пользователю возможность вы­брать, какую информацию и с какими подробностями следует вклю­чить в отчет.

Особое внимание в программах финансового анализа уделяется визуализации данных. С их помощью можно сформировать различ­ные графики и диаграммы, представляющие результаты расчетов в различных разрезах и формах.

Перечисленные выше возможности программ финансового ана­лиза с теми или иными отличиями поддерживаются в большинстве имеющихся на рынке разработок. Их можно считать базовыми. Но есть особенности, которые следует иметь в виду, тем более если пред­полагается применять их не только для целей внешнего мониторинга основных показателей финансового состояния, но и для внутреннего анализа. Как уже говорилось, программы финансового анализа мо­гут осуществлять преобразование форм российской отчетности при­менительно к международным стандартам. Однако следует учиты­вать то обстоятельство, что «точное» отображение показателей рос­сийской отчетности в стандартах IAS получается не всегда.

Кроме того, для некоторых методик анализа могут потребоваться более детализированные данные, чем те, которые имеются в наших отчетных формах. Поэтому не исключено, что для идентификации показателей потребуются дополнительные данные, например, остат­ки и обороты счетов бухгалтерского учета, в том числе аналитических. А применять их в расчетах способны далеко не все программы: многие оперируют лишь данными стандартной отчетности.

Широкий спектр возможностей использования дополнительной информации поддерживается в той же системе Аudit Ехpert. Здесь для целей анализа можно привлекать данные остатков и оборотов ба­лансовых, забалансовых и аналитических счетов бухгалтерского уче­та, а также создавать различные входные формы для ввода произ­вольного набора показателей и импортировать данные из внешних файлов. Это может потребоваться не только для уточнения порядка конвертации отчетности в соответствии с западными стандартами, но и для целей проведения углубленного внутреннего экономиче­ского анализа, для которого необходима самая разнообразная фи­нансовая и нефинансовая информация.

В подобных случаях можно не только использовать готовые, встроенные алгоритмы расчетов, но и реализовывать собственные методики анализа, основанные не ином наборе коэффициентов. Программа позволяет создавать свои аналитические таблицы, вклю­чающие показатели, порядок расчета которых также определяется самим пользователем.

В целом характеристики основных программ автоматизации фи­нансового анализа («ИНЭК: АФСП» (далее — АФСП) фирмы ИНЭК, Аudit Ехpert фирмы «Про-Инвест-ИТ» и «АБФИ-Предприя­тие» (далее — АБФИ) фирмы «Вестона») можно обобщить в ниже­приведенной таблице. Наличие определенного свойства у продукта обозначено символом «+», его отсутствие — символом «–».

Таблица 4.1 -  Функциональность программ автоматизации финансового анализа

 

Функциональность

АФСП

Аudit Ехpert

АБФИ

Базовые возможности

Автоматизированный ввод данных из бухгалтерских программ и txt файлов

+

+

+

Проверка корректности введенных исходных данных

+

+

+

Приведение данных за разные периоды времени к сопоставимому виду

+

+

+

Переоценка статей баланса с целью приведения их данных к реальным значениям

+

Обработка отчетности других стран

+

Анализ ликвидности, безубыточности и рентабельности

+

+

+

Возможность осуществления горизонтального и вертикального анализа, а также анализа трендов

+

+

+

Наличие регламентированных методик анализа

+

+

+

Возможность сравнения значений финансовых показателей с нормативами

+

+

+

Возможность прогнозирования значений показателей

+

Формирование экспертных заключений по результатам анализа

+

+

Экспорт результатов анализа в другие программы

+

+

+

Возможность создания аналитических отчетов

+

+

Средства расширения базовых возможностей

Создание новых форм ввода исходных данных

+

+

Средства описания новых расчетных показателей для реализации собственных методик анализа

+

+

 

Возможность сравнения значений финансовых показателей с показателями официальной бухгалтерской отчетности предприятий — лидеров в отраслях

+

 

 

Возможность ранжирования предприятий

+

+

+

 

Таким образом, базовые возможности рассмотренных программ автоматизации финансового анализа в целом сопоставимы. Однако АБФИ проигрывает двум другим программам из-за отсутствия встроенных регламентированных методик анализа и средств интер­претации показателей, что, очевидно, не может не снизить интерес к ней со стороны органов государственного управления и корпораций.

Следует иметь в виду, что АФСП можно охарактеризовать исклю­чительно как готовое решение, не имеющее возможностей расшире­ния функционала без участия фирмы-разработчика, а программу АБФИ — в большей степени как инструментарий, требующий при решении сложных задач подключения программиста и аналитика высокой квалификации. Audit Expert на их фоне выглядит как некий оптимум, сочетающий наличие широкого набора встроенных методик с удобством реализации любых собственных аналитических на­работок пользователя.

Программы АФСП и Audit Expert способны удовлетворить требо­вания пользователей, которые решают стандартный круг задач фи­нансового анализа. Для реализации собственных методик, а также формирования аналитических отчетов рационально использовать программы АБФИ и Audit Expert.

Системным интеграторам, создающим решения по комплексной автоматизации предприятий, имеет смысл ориентироваться на про­граммы АБФИ и Audit Expert, поскольку в них развит инструмента­рий для организации экспорта/импорта данных, что позволяет ин­тегрировать их с другими разработками: бухгалтерскими программа­ми, системами планирования, бюджетирования и т.д.

Наиболее трудоемким этапом расчета премии за контроль (скид­ки на неконтрольный характер) является процесс очищения денеж­ного потока от рисков, связанных с владением долей предприятия. В связи с этим в целях автоматизации расчетов предлагается использо­вать программный продукт Microsoft Excel.

Основной целью использования данного программного продукта является сокращение временных затрат на построение «дерева» ве­роятностей наступления рисков миноритарного характера в ходе применения доходного подхода к оценке бизнеса.

На российском рынке присутствует ряд программных продуктов, используемых для расчета стоимости бизнеса при помощи доходного подхода. Наиболее популярными являются программные комплексы «ИНЭК — Аналитик» (разработчик — компания «ИНЭК») и «Forecast Expert» (разработчик — компания «Про-Инвест»). Однако они обладают существенным недостатком, серьезно затрудняющим их использование в ходе расчетов. Этот недостаток заключается в ог­раничениях, которые накладывает сам программный продукт на ал­горитм расчетов. С одной стороны, предусмотренный алгоритм, со­провождаемый инструкциями, позволяет даже при отсутствии необ­ходимой квалификации грамотно выполнить некоторые операции, с другой стороны — затрудняет внесение изменений и корректировок в процесс расчетов.

В силу того, что предлагаемый алгоритм определения стоимости доли предприятия является новым и ранее не применялся для оцен­ки прав контроля, использовать существующие специализирован­ные программные продукты в целях настоящей дипломной работы не представляется возможным.

Табличный процессор MS Excel позволяет самостоятельно смоде­лировать любой сценарий развития событий с помощью трех ключе­вых параметров: вероятность наступления риска, сила воздействия риска и база применения риска (базовый показатель). При оценке компании «Славнефть — Мегионнефтегаз» было построено «дерево» вероятностей, исходя из двух альтернативных вариантов развития событий в первом прогнозном году с последующей декомпозицией каждого варианта в других прогнозных периодах. В результате в 4-м прогнозном периоде было получено 16 сценариев развития ком­пании. Благодаря применению встроенных функций MS Excel, авто­матически был произведен расчет очищенного денежного потока, исходя из полученных вариантов развития на основе формулы мате­матического ожидания.

 
 
Сайт управляется системой uCoz