СТАН­ДАРТ

РОС­СИЙ­СКО­ГО ОБ­ЩЕ­СТ­ВА ОЦЕН­ЩИ­КОВ

 

 

 

 

 

 

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

ОЦЕНЩИКОВ

 

 

 

 

Ос­нов­ные по­ло­же­ния

 

 

СТО РОО 10-01-95

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Пре­ди­сло­вие

1. Раз­ра­бо­тан ав­тор­ским кол­лек­ти­вом в со­ста­ве:

Пар­фу­тин М.А., к.т.н., ру­ко­во­ди­тель раз­ра­бот­ки;

Ким В.Н., к.т.н.;
Ха­ри­то­нов А.А., к.э.н — РА­ИН-Ап­райс.

Чва­нов В.В.; Па­нов В.П., д.э.н.; Кла­уз­нер Е.Р.; Тро­фи­мов Н.А. —
ВНИИ­стан­дарт.

2. При­нят и вве­ден в дей­ст­вие По­ста­нов­ле­ни­ем Прав­ле­ния РОО от 19 мая 19­95г. №1

3. Вве­ден впер­вые

4. В на­стоя­щем стан­дар­те реа­ли­зо­ва­ны прин­ци­пы, ис­поль­зуе­мые Ме­ж­ду­на­род­ным ко­ми­те­том по стан­дар­там оцен­ки иму­ще­ст­ва (The International Assets Valuation Standards Committee).

5. Стан­дарт пол­но­стью со­от­вет­ст­ву­ет Ус­та­ву об­ще­ст­ва оцен­щи­ков, за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­но­му в Мин­юс­те Рос­сии 14 мая 1993г. (сви­де­тель­ст­во о ре­ги­ст­ра­ции № 1721)

6. Учет­ная ре­ги­ст­ра­ция стан­дар­та в Фе­де­раль­ном фон­де стан­дар­тов осу­ще­ст­в­ле­на 5 ию­ня 1995 г. (учет­ный но­мер 843951).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На­стоя­щий стан­дарт не мо­жет быть пол­но­стью или час­тично вос­про­из­ве­ден, ти­ра­жи­ро­ван и рас­про­стра­нен в качес­т­ве офи­ци­аль­но­го из­да­ния без раз­ре­ше­ния Прав­ле­ния РОО.

 


Вве­де­ние

Сис­те­ма нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов Рос­сий­ско­го об­ще­ст­ва оцен­щи­ков (РОО) соз­да­ет­ся в со­от­вет­ст­вии с эко­но­мичес­ки­ми ус­ло­вия­ми раз­ви­ваю­щих­ся ры­ночных от­но­ше­ний и струк­ту­ры управ­ле­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на ба­зе дей­ст­вую­ще­го за­ко­но­да­тель­ст­ва, норм, пра­вил и го­су­дар­ст­вен­ных стан­дар­тов ин­ве­сти­ци­он­ной сфе­ры эко­но­ми­ки.

Глав­ная на­прав­лен­ность раз­ра­ба­ты­вае­мых нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов РОО — за­щи­та прав и ох­ра­няе­мых За­ко­ном ин­те­ре­сов по­тре­би­те­лей, об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва при раз­ви­тии са­мо­стоя­тель­но­сти и ини­циа­ти­вы ор­га­ни­за­ций, пред­при­ятий и спе­циа­ли­стов-оцен­щи­ков.

Од­ним из ос­нов­ных средств ре­ше­ния этой за­дачи яв­ля­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние ме­то­дичес­ких прин­ци­пов, ко­то­рые на­хо­дят все боль­шее рас­про­стра­не­ние в ме­ж­ду­на­род­ной и отечес­т­вен­ной прак­ти­ке стан­дар­ти­за­ции. В от­личие от ра­нее ис­поль­зуе­мо­го под­хо­да, ко­гда в нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тах при­во­дят под­роб­ное опи­са­ние ме­то­дов обос­но­ва­ния и расчета, соз­да­вае­мая сис­те­ма нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов РОО долж­на со­дер­жать в пер­вую очередь ха­рак­те­ри­сти­ки оцен­ки, ос­но­ван­ные на тре­бо­ва­ни­ях по­тре­би­те­лей. Раз­ра­ба­ты­вае­мые в со­от­вет­ст­вии с на­стоя­щим под­хо­дом нор­ма­тив­ные до­ку­мен­ты долж­ны ус­та­нав­ли­вать пре­ж­де все­го тре­бо­ва­ния к ре­зуль­та­там оцен­ки как ус­лу­ги, ко­то­рые долж­ны быть удов­ле­тво­ре­ны, или це­ли, ко­то­рые долж­ны быть дос­тиг­ну­ты на ос­но­ве ис­поль­зо­ва­ния ре­зуль­та­тов оцен­ки.


Со­дер­жа­ние

1.   Об­ласть при­ме­не­ния

2.   Нор­ма­тив­ные ссыл­ки

3. Оп­ре­де­ле­ния

4. Ос­нов­ные це­ли, за­дачи и прин­ци­пы фор­ми­ро­ва­ния сис­те­мы

5. Ка­те­го­рии нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов РОО

6. Раз­ра­бот­ки и при­ня­тие стан­дар­тов РОО

7.   По­строе­ние, из­ло­же­ние, оформ­ле­ние и со­дер­жа­ние стан­дар­тов РОО

8.   Об­нов­ле­ние и от­ме­на стан­дар­тов

9. Кон­троль за со­блю­де­ни­ем стан­дар­тов РОО

 

При­ло­же­ние А. Тер­ми­ны сис­те­мы нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов РОО

При­ло­же­ние Б. Струк­ту­ра сис­те­мы нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов РОО

Струк­ту­ра обоз­начения стан­дар­тов РОО

 


 

1. Об­ласть при­ме­не­ния

На­стоя­щий стан­дарт ус­та­нав­ли­ва­ет ос­нов­ные це­ли, за­дачи и прин­ци­пы стан­дар­ти­за­ции, осу­ще­ст­в­ляе­мой в рам­ках Рос­сий­ско­го об­ще­ст­ва оцен­щи­ков (да­лее по тек­сту — РОО), струк­ту­ру и со­став сис­те­мы нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов РОО (да­лее по тек­сту — Сис­те­ма), по­ря­док раз­ра­бот­ки, при­ня­тия, об­нов­ле­ния (вне­се­ния из­ме­не­ний и пе­ре­смот­ра), от­ме­ны и ре­ги­ст­ра­ции стан­дар­тов РОО, ос­нов­ные по­ло­же­ния по кон­тро­лю за их со­блю­де­ни­ем, по­ря­док обес­печения поль­зо­ва­те­лей ин­фор­ма­ци­ей о дей­ст­вую­щих стан­дар­тах РОО и ко­пия­ми стан­дар­тов.

По­ло­же­ния на­стоя­ще­го стан­дар­та под­ле­жат при­ме­не­нию чле­на­ми РОО, осу­ще­ст­в­ляю­щи­ми дея­тель­ность по оцен­ке в случаях и на ус­ло­ви­ях, ус­та­нов­лен­ных в на­стоя­щем стан­дар­те, а так­же ины­ми фи­зичес­ки­ми и юри­дичес­ки­ми ли­ца­ми, учас­т­вую­щи­ми в ра­бо­тах по стан­дар­ти­за­ции в рам­ках РОО.

2. Нор­ма­тив­ные ссыл­ки

В на­стоя­щем стан­дар­те ис­поль­зо­ва­ны ссыл­ки на сле­дую­щие стан­дар­ты:

ГОСТ Р 1.0-92 Го­су­дар­ст­вен­ная сис­те­ма стан­дар­ти­за­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Ос­нов­ные по­ло­же­ния

ГОСТ Р 1.4-93 Го­су­дар­ст­вен­ная сис­те­ма стан­дар­ти­за­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Стан­дар­ты от­рас­лей, стан­дар­ты пред­при­ятий, стан­дар­ты научно-тех­ничес­ких, ин­же­нер­ных об­ществ и дру­гих об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний. Об­щие по­ло­же­ния

ГОСТ Р 1.5-92 Го­су­дар­ст­вен­ная сис­те­ма стан­дар­ти­за­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Об­щие тре­бо­ва­ния к по­строе­нию, из­ло­же­нию, оформ­ле­нию и со­дер­жа­нию стан­дар­тов.

Ме­ж­ду­на­род­ные стан­дар­ты оцен­ки Ме­ж­ду­на­род­но­го ко­ми­те­та по стан­дар­ти­за­ции оцен­ки иму­ще­ст­ва МКСОИ (TIAVSC). Об­щие по­ня­тия и прин­ци­пы оцен­ки. 1994 г.

Ме­ж­ду­на­род­ные стан­дар­ты оцен­ки Ме­ж­ду­на­род­но­го ко­ми­те­та по стан­дар­ти­за­ции оцен­ки иму­ще­ст­ва МКСОИ (TIAVSC). МСО-1 Ры­ночная стои­мость как ба­за оцен­ки. 1994 г.

Ме­ж­ду­на­род­ные стан­дар­ты оцен­ки Ме­ж­ду­на­род­но­го ко­ми­те­та по стан­дар­ти­за­ции оцен­ки иму­ще­ст­ва МКСОИ (TIAVSC). МСО-2 Ба­зы оцен­ки, от­личные от ры­ночной стои­мо­сти. 1994 г.

Ме­ж­ду­на­род­ные стан­дар­ты оцен­ки Ме­ж­ду­на­род­но­го ко­ми­те­та по стан­дар­ти­за­ции оцен­ки иму­ще­ст­ва МКСОИ (TIAVSC). МСО-3 Оцен­ка для це­лей фи­нан­со­вой отчет­но­сти и смеж­ной до­ку­мен­та­ции. 1994 г.

Ме­ж­ду­на­род­ные стан­дар­ты оцен­ки Ме­ж­ду­на­род­но­го ко­ми­те­та по стан­дар­ти­за­ции оцен­ки иму­ще­ст­ва МКСОИ (TIAVSC). МСО-4 Оцен­ка ссуд­но­го обес­печения, за­ло­га и обес­печения дол­го­вых обя­за­тельств. 1994 г.

3. Оп­ре­де­ле­ния

Тер­ми­ны и со­от­вет­ст­вую­щие им оп­ре­де­ле­ния, при­ме­няе­мые в на­стоя­щем стан­дар­те, а так­же в качес­т­ве ос­нов­ных по­ня­тий в об­лас­ти оцен­ки, при­ве­де­ны в При­ло­же­нии А.

4. Ос­нов­ные це­ли, за­дачи и прин­ци­пы фор­ми­ро­ва­ния

 сис­те­мы

4.1 Сис­те­ма нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов РОО пред­став­ля­ет со­бой со­во­куп­ность взаи­мо­свя­зан­ных до­ку­мен­тов, при­ме­няе­мых ор­га­на­ми и чле­на­ми РОО в це­лях наи­бо­лее пол­но­го и качес­т­вен­но­го вы­пол­не­ния сво­их ус­тав­ных за­дач.

4.2 Ис­хо­дя из об­щих це­лей стан­дар­ти­за­ции Сис­те­ма долж­на спо­соб­ст­во­вать ре­ше­нию стоя­щих пе­ред оцен­щи­ка­ми за­дач с тем, что­бы в про­цес­се оцен­ки вы­явить и от­ра­зить:

– со­от­вет­ст­вие объ­ек­тов оцен­ки сво­ему на­значению и соз­да­ние бла­го­при­ят­ных ус­ло­вий для жиз­не­дея­тель­но­сти на­се­ле­ния;

– безо­пас­ность объ­ек­тов оцен­ки для жиз­ни и здо­ро­вья лю­дей в про­цес­се их про­из­вод­ст­ва и экс­плуа­та­ции;

– за­щи­ту объ­ек­тов оцен­ки и лю­дей от не­бла­го­при­ят­ных воз­дей­ст­вий с учетом рис­ка воз­ник­но­ве­ния чрез­вычай­ных си­туа­ций;

– на­деж­ность и качес­т­во объ­ек­тов оцен­ки;

– вы­пол­не­ние эко­ло­гичес­ких тре­бо­ва­ний, ра­цио­наль­ное ис­поль­зо­ва­ние при­род­ных, ма­те­ри­аль­ных, то­п­лив­но-энер­ге­тичес­ких и тру­до­вых ре­сур­сов.

4.3 Ос­нов­ны­ми за­дачами фор­ми­ро­ва­ния сис­те­мы яв­ля­ют­ся:

– обес­печение взаи­мо­по­ни­ма­ния и кон­ст­рук­тив­но­го взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду все­ми сто­ро­на­ми — учас­т­ни­ка­ми оцен­ки;

– ус­та­нов­ле­ние оп­ти­маль­ных тре­бо­ва­ний к важ­ней­шим со­став­ляю­щим про­цес­сов оцен­ки, а так­же ее ре­зуль­та­там в ин­те­ре­сах за­казчиков (кли­ен­тов);

– уни­фи­ка­ция тре­бо­ва­ний к со­ста­ву и фор­мам пред­став­ле­ния до­ку­мен­тов, от­ра­жаю­щих ре­зуль­та­ты оцен­ки;

– ус­та­нов­ле­ние тре­бо­ва­ний по обес­печению един­ст­ва, дос­то­вер­но­сти и вос­про­из­во­ди­мо­сти из­ме­ре­ний (оп­ре­де­ле­ния со­ста­ва), осу­ще­ст­в­ляе­мых в про­цес­се оцен­ки;

– соз­да­ние и ве­де­ние сис­те­мы клас­си­фи­ка­ции и ко­ди­ро­ва­ния тех­ни­ко-эко­но­мичес­кой ин­фор­ма­ции, ис­поль­зуе­мой при оцен­ке;

– фор­ми­ро­ва­ние нор­ма­тив­ной ба­зы сис­те­мы обучения и по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции оцен­щи­ков, их сер­ти­фи­ка­ции для при­свое­ния и под­твер­жде­ния зва­ний, со­от­вет­ст­вую­щих той или иной ус­та­нов­лен­ной РОО ква­ли­фи­ка­ции;

– соз­да­ние ус­ло­вий для по­сто­ян­но­го и дей­ст­вен­но­го кон­тро­ля за со­от­вет­ст­ви­ем дея­тель­но­сти оцен­щи­ков — чле­нов РОО ус­та­нов­лен­ным тре­бо­ва­ни­ям;

– фор­ми­ро­ва­ние эф­фек­тив­ной сис­те­мы ин­фор­ма­ции (баз дан­ных и зна­ний) для опе­ра­тив­но­го пред­став­ле­ния чле­нам РОО пе­рио­дичес­кой ин­фор­ма­ции, ка­саю­щей­ся про­фес­сии оцен­щи­ка, а так­же рас­про­стра­не­ния сре­ди на­се­ле­ния, субъ­ек­тов хо­зяй­ст­вен­ной дея­тель­но­сти, ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния ин­фор­ма­ции о це­лях РОО, ме­то­дах и фор­мах его ра­бо­ты;

– со­дей­ст­вие со­блю­де­нию за­ко­но­да­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции сред­ст­ва­ми и ме­то­да­ми стан­дар­ти­за­ции.

4.4 Стан­дар­ти­за­ция в РОО долж­на ос­но­вы­вать­ся на вза­им­ном стрем­ле­нии всех за­ин­те­ре­со­ван­ных сто­рон к дос­ти­же­нию со­гла­сия с учетом мне­ния ка­ж­дой из сто­рон.

4.5 Сис­те­ма фор­ми­ру­ет­ся как от­кры­тая для даль­ней­ше­го раз­ви­тия в рам­ках еди­ной сис­те­мы норм, пра­вил и стан­дар­тов, а так­же дру­гих нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, раз­ра­ба­ты­вае­мых на об­щей ме­то­до­ло­гичес­кой и научно-тех­ничес­кой ос­но­ве.

4.6 Сис­те­ма пре­ду­смат­ри­ва­ет по­ощ­ре­ние са­мо­стоя­тель­но­сти и раз­ви­тие ини­циа­ти­вы пред­при­ятий, ор­га­ни­за­ций и спе­циа­ли­стов— чле­нов РОО в ре­ше­нии эко­но­мичес­ких и тех­ничес­ких за­дач оцен­ки.

4.7 Пра­во­вой ба­зой стан­дар­ти­за­ции РОО яв­ля­ет­ся за­ко­но­да­тель­ст­во Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, оп­ре­де­ляю­щее взаи­мо­от­но­ше­ния учас­т­ни­ков ин­ве­сти­ци­он­ной дея­тель­но­сти, их пра­ва, обя­зан­но­сти и от­вет­ст­вен­ность за качес­т­во про­дук­ции и ус­луг.

4.8 При осу­ще­ст­в­ле­нии ра­бот по стан­дар­ти­за­ции в РОО не­об­хо­ди­мо обес­печивать:

– со­от­вет­ст­вие тре­бо­ва­ний нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов РОО за­ко­но­да­тель­ст­ву Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, а так­же ме­ж­ду­на­род­ным до­го­во­рам и со­гла­ше­ни­ям, к ко­то­рым Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция при­сое­ди­ни­лась;

– ком­плекс­ность стан­дар­ти­за­ции взаи­мо­свя­зан­ных объ­ек­тов пу­тем со­гла­со­ва­ния тре­бо­ва­ний к этим объ­ек­там и увяз­кой сро­ков вве­де­ния в дей­ст­вие стан­дар­тов.

4.9 Сис­те­ма пре­ду­смат­ри­ва­ет раз­ра­бот­ку нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов РОО с учетом прин­ци­пов, при­ня­тых го­су­дар­ст­вен­ной сис­те­мой стан­дар­ти­за­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и ме­ж­ду­на­род­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми по стан­дар­ти­за­ции при обес­печении не­об­хо­ди­мой гар­мо­ни­за­ции и со­пос­та­ви­мо­сти с ме­ж­ду­на­род­ны­ми стан­дар­та­ми и стан­дар­та­ми тех­ничес­ки раз­ви­тых за­ру­беж­ных стран.

4.10 В нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тах РОО долж­на свое­вре­мен­но про­во­дить­ся за­ме­на ус­та­рев­ших по­ло­же­ний и тре­бо­ва­ний пу­тем пе­рио­дичес­ко­го об­нов­ле­ния стан­дар­тов для обес­печения их со­от­вет­ст­вия со­вре­мен­ным дос­ти­же­ни­ям и пе­ре­до­во­му опы­ту в об­лас­ти оцен­ки.

5. Ка­те­го­рии нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов РОО

5.1 В со­от­вет­ст­вии с но­менк­ла­ту­рой нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов по стан­дар­ти­за­ции, оп­ре­де­лен­ной в ГОСТ Р 1.0, к нор­ма­тив­ным до­ку­мен­там РОО от­но­сят­ся:

– стан­дар­ты РОО;

– стан­дар­ты тер­ри­то­ри­аль­ных от­де­ле­ний РОО;

– стан­дар­ты пред­при­ятий.

5.1.1 Для ре­ше­ния за­дач ор­га­ни­за­ции ра­бот в РОО, в том чис­ле ус­та­нов­ле­ния пол­но­мочий и функ­ций ор­га­нов и долж­но­ст­ных лиц РОО, со­от­вет­ст­вую­щие до­ку­мен­ты раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся и опуб­ли­ко­вы­ва­ют­ся в ви­де Пра­вил, По­ло­же­ний, Ин­ст­рук­ций.

5.1.2 РОО мо­жет так­же пуб­ли­ко­вать сво­ды пра­вил (СП), в ко­то­рые для обес­печения наи­боль­шей пол­но­ты стан­дар­ти­за­ции на­ря­ду с по­ло­же­ния­ми нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов РОО включают­ся оп­рав­дав­шие се­бя на прак­ти­ке по­ло­же­ния нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов, при­ня­тых со­от­вет­ст­вую­щи­ми ор­га­на­ми го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния в пре­де­лах их ком­пе­тен­ции.

Сво­ды пра­вил мо­гут про­хо­дить про­це­ду­ру одоб­ре­ния. В этом случае в пре­ди­сло­вии к ним ука­зы­ва­ет­ся:

«Одоб­рен ____________________ пись­мом № _______ от____________»  на­име­но­ва­ние ор­га­на

5.1.3 На­ря­ду с нор­ма­тив­ны­ми до­ку­мен­та­ми РОО при оцен­ке при­ме­ня­ют:

– го­су­дар­ст­вен­ные стан­дар­ты и дру­гие до­ку­мен­ты по стан­дар­ти­за­ции, мет­ро­ло­гии и сер­ти­фи­ка­ции Гос­стан­дар­та Рос­сии;

– нор­мы, пра­ви­ла и нор­ма­ти­вы ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­но­го над­зо­ра;

– строи­тель­ные нор­мы и пра­ви­ла Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции;

– стан­дар­ты дру­гих не­строи­тель­ных от­рас­лей, нор­мы тех­но­ло­гичес­ко­го про­ек­ти­ро­ва­ния и дру­гие нор­ма­тив­ные до­ку­мен­ты, при­ни­мае­мые от­рас­ле­вы­ми ми­ни­стер­ст­ва­ми, го­су­дар­ст­вен­ны­ми ко­ми­те­та­ми и ко­ми­те­та­ми в со­от­вет­ст­вии с их ком­пе­тен­ци­ей.

5.2 Стан­дар­ты РОО

5.2.1 Об­щие тре­бо­ва­ния к стан­дар­там РОО— по ГОСТ Р 1.4-93.

5.2.2 Стан­дар­ты РОО в це­лях обес­печения сис­тем­но­сти и взаи­мо­со­гла­со­ван­но­сти ре­ше­ния за­дач стан­дар­ти­за­ции в об­лас­ти оцен­ки по при­зна­ку од­но­род­но­сти объ­ек­тов стан­дар­ти­за­ции фор­ми­ру­ют­ся в ком­плек­сы взаи­мо­свя­зан­ных стан­дар­тов. В со­ста­ве ком­плек­сов при не­об­хо­ди­мо­сти раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся ос­но­во­по­ла­гаю­щие нор­ма­тив­ные до­ку­мен­ты, в ко­то­рых ус­та­нав­ли­ва­ют­ся об­щие для объ­ек­тов ком­плек­са по­ло­же­ния.

5.2.3 Стан­дар­ты РОО не долж­ны на­ру­шать обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний го­су­дар­ст­вен­ных стан­дар­тов, а так­же норм и пра­вил, при­ня­тых в об­лас­ти оцен­ки ор­га­на­ми го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния в пре­де­лах их ком­пе­тен­ции.

5.2.4 Стан­дар­ты РОО под­ле­жат обя­за­тель­но­му со­блю­де­нию чле­на­ми РОО в пре­де­лах, ус­та­нав­ли­вае­мых для ка­ж­до­го стан­дар­та в струк­тур­ном эле­мен­те «Об­ласть при­ме­не­ния», где ука­зы­ва­ют­ся раз­де­лы (под­раз­де­лы, пунк­ты), при­ме­не­ние ко­то­рых но­сит обя­за­тель­ный ха­рак­тер. Иные по­ло­же­ния стан­дар­тов при­ме­ня­ют по ус­мот­ре­нию оцен­щи­ка или по тре­бо­ва­нию за­казчика (кли­ен­та).

5.2.5 Фи­зичес­кие и юри­дичес­кие ли­ца, осу­ще­ст­в­ляю­щие дея­тель­ность в об­лас­ти оцен­ки без оформ­ле­ния член­ст­ва в РОО, при­ни­ма­ют ре­ше­ние о со­блю­де­нии стан­дар­тов РОО на доб­ро­воль­ной ос­но­ве, ого­ва­ри­вая это об­стоя­тель­ст­во в до­го­во­рах (кон­трак­тах) на про­ве­де­ние оцен­ки.

5.2.6 Струк­ту­ра сис­те­мы нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов РОО и обоз­начение стан­дар­тов РОО при­ве­де­ны в При­ло­же­нии Б.

5.3 Стан­дар­ты тер­ри­то­ри­аль­ных от­де­ле­ний РОО

5.3.1 Стан­дар­ты тер­ри­то­ри­аль­ных от­де­ле­ний РОО раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся для учета и от­ра­же­ния осо­бен­но­стей про­ве­де­ния оцен­ки, имею­щих­ся на тер­ри­то­рии от­дель­ных субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции, а так­же в це­лях обес­печения взаи­мо­дей­ст­вия тер­ри­то­ри­аль­ных от­де­ле­ний РОО с ор­га­на­ми управ­ле­ния субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции с учетом ком­пе­тен­ции этих ор­га­нов и раз­гра­ничения пол­но­мочий ме­ж­ду ни­ми и ор­га­на­ми Фе­де­раль­но­го управ­ле­ния.

5.3.2 До­пус­ка­ет­ся раз­ра­бот­ка стан­дар­тов тер­ри­то­ри­аль­ных от­де­ле­ний РОО для опыт­ной ап­ро­ба­ции в ог­ра­ничен­ной сфе­ре вы­яв­лен­ных пер­спек­тив­ных ме­то­дов и форм оцен­ки для оп­ре­де­ле­ния це­ле­со­об­раз­но­сти их рас­про­стра­не­ния на дея­тель­ность РОО в це­лом.

5.3.3 Стан­дар­ты тер­ри­то­ри­аль­ных от­де­ле­ний РОО не долж­ны на­ру­шать тре­бо­ва­ния стан­дар­тов РОО. При этом ус­та­нов­ле­ние бо­лее же­ст­ких тре­бо­ва­ний не яв­ля­ет­ся на­ру­ше­ни­ем.

5.3.4 Стан­дар­ты тер­ри­то­ри­аль­ных от­де­ле­ний РОО под­ле­жат при­ме­не­нию их чле­на­ми в по­ряд­ке, ус­та­нов­лен­ном в со­от­вет­ст­вую­щем от­де­ле­нии.

5.3.5 По­ря­док при­ме­не­ния тер­ри­то­ри­аль­ных стан­дар­тов РОО не чле­на­ми РОО ана­ло­гичен ука­зан­но­му в п. 5.2.5.

5.3.6 По­ря­док раз­ра­бот­ки и при­ня­тия стан­дар­тов тер­ри­то­ри­аль­ных от­де­ле­ний, их ре­ги­ст­ра­ции, ин­фор­ми­ро­ва­ния о них за­ин­те­ре­со­ван­ных поль­зо­ва­те­лей ус­та­нав­ли­ва­ет­ся ка­ж­дым из тер­ри­то­ри­аль­ных от­де­ле­ний РОО са­мо­стоя­тель­но.

5.4 Стан­дар­ты пред­при­ятий

5.4.1 Стан­дар­ты пред­при­ятий мо­гут раз­ра­ба­ты­вать­ся юри­дичес­ки­ми ли­ца­ми, осу­ще­ст­в­ляю­щи­ми дея­тель­ность в об­лас­ти оцен­ки, для обес­печения со­блю­де­ния стан­дар­тов РОО и стан­дар­тов тер­ри­то­ри­аль­ных от­де­ле­ний РОО при не­об­хо­ди­мо­сти де­та­ли­за­ции по­ло­же­ний и тре­бо­ва­ний ука­зан­ных стан­дар­тов при­ме­ни­тель­но к ус­ло­ви­ям и осо­бен­но­стям ра­бо­ты дан­но­го юри­дичес­ко­го ли­ца.

5.4.2 Стан­дар­ты пред­при­ятий не долж­ны на­ру­шать тре­бо­ва­ний стан­дар­тов РОО и стан­дар­тов тер­ри­то­ри­аль­ных от­де­ле­ний РОО, где дис­ло­ци­ру­ет­ся дан­ное юри­дичес­кое ли­цо.

5.4.3 Стан­дар­ты пред­при­ятий под­ле­жат обя­за­тель­но­му со­блю­де­нию ра­бот­ни­ка­ми дан­но­го пред­при­ятия (юри­дичес­ко­го ли­ца).

5.4.4 По­ря­док раз­ра­бот­ки, со­гла­со­ва­ния, ут­вер­жде­ния, учета, из­да­ния, об­нов­ле­ния и от­ме­ны стан­дар­тов пред­при­ятия ус­та­нав­ли­ва­ет­ся юри­дичес­ки­ми ли­ца­ми са­мо­стоя­тель­но.

5.4.5 Ре­ги­ст­ра­ции в ор­га­нах РОО стан­дар­ты пред­при­ятии не под­ле­жат.

6. Раз­ра­бот­ка и при­ня­тие стан­дар­тов РОО

6.1 Об­щие по­ло­же­ния

6.1.1 Раз­ра­бот­ку стан­дар­тов РОО осу­ще­ст­в­ля­ют вре­мен­ные творчес­кие кол­лек­ти­вы, пред­при­ятия или от­дель­ные спе­циа­ли­сты по до­го­во­рам, за­ключае­мым с РОО, или в ини­циа­тив­ном по­ряд­ке.

За­казчика­ми раз­ра­бот­ки стан­дар­тов РОО мо­гут яв­лять­ся так­же тер­ри­то­ри­аль­ные от­де­ле­ния РОО, чле­ны РОО, а так­же иные фи­зичес­кие и юри­дичес­кие ли­ца.

6.1.2 Про­це­ду­ры раз­ра­бот­ки и при­ня­тия стан­дар­тов РОО долж­ны обес­печивать:

– при­влечение к раз­ра­бот­ке про­ек­тов стан­дар­тов спе­циа­ли­стов, об­ла­даю­щих по стан­дар­ти­зуе­мо­му объ­ек­ту наи­боль­шим научным по­тен­циа­лом, объ­е­мом ин­фор­ма­ции, прак­тичес­ким опы­том и ав­то­ри­те­том;

– соз­да­ние ус­ло­вий для учас­тия в об­су­ж­де­нии про­ек­тов стан­дар­тов как ши­ро­ко­го кру­га прак­тичес­ких ра­бот­ни­ков, на дея­тель­ность ко­то­рых тре­бо­ва­ния этих стан­дар­тов бу­дут рас­про­стра­нять­ся, так и по­тен­ци­аль­ных за­казчиков (кли­ен­тов);

– при­ня­тие стан­дар­та толь­ко при ус­ло­вии учета и оп­ти­маль­но­го сочета­ния в нем ин­те­ре­сов и по­зи­ций всех за­ин­те­ре­со­ван­ных сто­рон.

6.2 Про­це­ду­ры раз­ра­бот­ки и при­ня­тия стан­дар­тов РОО

6.2.1 Раз­ра­бот­ке стан­дар­та РОО мо­жет пред­ше­ст­во­вать пуб­ли­ка­ция в пе­рио­дичес­ком из­да­нии РОО ин­фор­ма­ции о начале раз­ра­бот­ки про­ек­та с тем, что­бы вы­явить круг чле­нов РОО, струк­тур, вы­ра­жаю­щих ин­те­ре­сы за­казчиков (кли­ен­тов), а так­же ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния, за­ин­те­ре­со­ван­ных в дан­ной раз­ра­бот­ке.

Та­кая ин­фор­ма­ция мо­жет до­во­дить­ся до све­де­ния в ви­де пе­речня ра­бот по стан­дар­ти­за­ции на оп­ре­де­лен­ный пе­ри­од (или по оп­ре­де­лен­ной те­ма­ти­ке). В этом случае пер­воочеред­ной раз­ра­бот­ке под­ле­жат стан­дар­ты, вы­явив­шие наи­бо­лее ши­ро­кий круг за­ин­те­ре­со­ван­ных сто­рон.

6.2.2 Под­го­тов­лен­ный раз­ра­ботчиком про­ект стан­дар­та (1-ая ре­дак­ция) мо­жет на­прав­лять­ся на от­зыв за­ин­те­ре­со­ван­ным сто­ро­нам или пуб­ли­ко­вать­ся в пе­рио­дичес­ком из­да­нии РОО для ши­ро­ко­го об­су­ж­де­ния с ука­за­ни­ем сро­ков на­прав­ле­ния от­зы­вов раз­ра­ботчику.

6.2.3 Раз­ра­ботчик про­ек­та стан­дар­та осу­ще­ст­в­ля­ет сбор и ана­лиз по­сту­пив­ших от­зы­вов, оп­ре­де­ля­ет це­ле­со­об­раз­ность и воз­мож­ность реа­ли­за­ции пред­ло­же­ний и за­мечаний за­ин­те­ре­со­ван­ных сто­рон и под­го­тав­ли­ва­ет окончатель­ную ре­дак­цию про­ек­та стан­дар­та, а так­же справ­ку об от­зы­вах, в ко­то­рой при­во­дят­ся ха­рак­те­ри­сти­ка ос­нов­ных по­сту­пив­ших пред­ло­же­ний и за­мечаний и обос­но­ва­ние ре­ше­ний, при­ня­тых по ним раз­ра­ботчиком.

На дан­ной ста­дии раз­ра­бот­ки про­ек­та от­зы­вы, по­сту­пив­шие по­сле ус­та­нов­лен­но­го сро­ка их на­прав­ле­ния, мо­гут не учиты­вать­ся. Их рас­смот­ре­ние пе­ре­но­сит­ся на ста­дию об­су­ж­де­ния окончатель­ной ре­дак­ции про­ек­та стан­дар­та.

От­сут­ст­вие от­зы­ва от за­ин­те­ре­со­ван­ной сто­ро­ны рас­смат­ри­ва­ет­ся как со­гла­сие с про­ек­том стан­дар­та.

6.2.4 Под­го­тов­лен­ная раз­ра­ботчиком окончатель­ная ре­дак­ция про­ек­та стан­дар­та вме­сте со справ­кой об от­зы­вах пред­став­ля­ет­ся в Ко­мис­сию Прав­ле­ния РОО по стан­дар­ти­за­ции.

Ука­зан­ная Ко­мис­сия рас­смат­ри­ва­ет пред­став­лен­ные до­ку­мен­ты с учас­ти­ем раз­ра­ботчика про­ек­та стан­дар­та и при­ни­ма­ет ре­ше­ние:

– опуб­ли­ко­вать пред­став­лен­ную ре­дак­цию про­ек­та стан­дар­та в качес­т­ве офи­ци­аль­но­го про­ек­та РОО для осу­ще­ст­в­ле­ния про­це­ду­ры его со­гла­со­ва­ния;

– или по­ручить раз­ра­ботчику про­ве­де­ние кон­суль­та­ций с ав­то­ра­ми от­зы­вов, со­дер­жа­щих пред­ло­же­ния и за­мечания прин­ци­пи­аль­но­го ха­рак­те­ра, для сня­тия раз­но­гла­сий, вы­ра­бот­ки взаи­мо­при­ем­ле­мых ре­ше­ний и по­сле­дую­ще­го опуб­ли­ко­ва­ния со­гла­со­ван­но­го про­ек­та стан­дар­та в качес­т­ве офи­ци­аль­но­го про­ек­та РОО;

– или ре­ко­мен­до­вать раз­ра­ботчику осу­ще­ст­вить пе­ре­ра­бот­ку про­ек­та стан­дар­та и его по­втор­ную рас­сыл­ку на от­зыв в со­от­вет­ст­вии с п. 6.2.2.

6.2.5 При опуб­ли­ко­ва­нии про­ек­та стан­дар­та в качес­т­ве офи­ци­аль­но­го про­ек­та РОО ус­та­нав­ли­ва­ет­ся срок, в течение ко­то­ро­го чле­ны РОО и иные за­ин­те­ре­со­ван­ные сто­ро­ны впра­ве да­вать свои за­мечания по по­во­ду при­ня­тия и вве­де­ния в дей­ст­вие про­ек­та стан­дар­та в пред­ла­гае­мой ре­дак­ции.

От­сут­ст­вие за­мечаний к ус­та­нов­лен­ной да­те их пред­став­ле­ния рас­смат­ри­ва­ет­ся как дос­ти­же­ние об­ще­го со­гла­сия (кон­сен­су­са) по стан­дар­ту.

6.2.6 Про­ект стан­дар­та вы­но­сит­ся Ко­мис­си­ей Прав­ле­ния РОО по стан­дар­ти­за­ции для при­ня­тия и вве­де­ния в дей­ст­вие на Прав­ле­ние РОО.

Стан­дарт при­ни­ма­ет­ся и вво­дит­ся в дей­ст­вие По­ста­нов­ле­ни­ем Прав­ле­ния РОО.

При при­ня­тии стан­дар­та да­та его вве­де­ния в дей­ст­вие ус­та­нав­ли­ва­ет­ся с учетом вре­ме­ни, не­об­хо­ди­мо­го на из­да­ние стан­дар­та, а так­же на осу­ще­ст­в­ле­ние у поль­зо­ва­те­лей все­го ком­плек­са под­го­то­ви­тель­ных ме­ро­прия­тий, обес­печиваю­щих со­блю­де­ние стан­дар­та.

6.2.7 При на­личии за­мечаний их ана­лиз, оп­ре­де­ле­ние це­ле­со­об­раз­но­сти и воз­мож­но­сти реа­ли­за­ции по­зи­ций ав­то­ров этих за­мечаний в про­ек­те стан­дар­та и под­го­тов­ку справ­ки о со­гла­со­ва­нии осу­ще­ст­в­ля­ет раз­ра­ботчик про­ек­та стан­дар­та, ко­то­рый док­ла­ды­ва­ет эти во­про­сы на Ко­мис­сии Прав­ле­ния РОО по стан­дар­ти­за­ции.

Ука­зан­ная Ко­мис­сия при­ни­ма­ет ре­ше­ние:

– о про­ве­де­нии раз­ра­ботчиком стан­дар­та кон­суль­та­ций с ав­то­ра­ми за­мечаний для вы­ра­бот­ки взаи­мо­при­ем­ле­мых ре­ше­ний, реа­ли­за­ции их в про­ек­те стан­дар­та и по­сле­дую­щем пред­став­ле­нии про­ек­та стан­дар­та для при­ня­тия и вве­де­ния в дей­ст­вие;

– о по­втор­ном опуб­ли­ко­ва­нии до­ра­бо­тан­но­го про­ек­та стан­дар­та в качес­т­ве офи­ци­аль­но­го про­ек­та РОО.

6.2.8 В тех случаях, ко­гда по­сле дву­крат­ной рас­сыл­ки стан­дар­та на от­зыв и опуб­ли­ко­ва­ния в качес­т­ве офи­ци­аль­но­го про­ек­та РОО не уда­ет­ся дос­тичь об­ще­го со­гла­сия (кон­сен­су­са) по про­ек­ту стан­дар­та, во­прос вы­но­сит­ся на Прав­ле­ние РОО для при­ня­тия ре­ше­ния о про­дол­же­нии ра­бо­ты над про­ек­том или при­ос­та­нов­ке (пре­кра­ще­нии) раз­ра­бот­ки про­ек­та стан­дар­та.

6.2.9 При от­сут­ст­вии об­ще­го со­гла­сия (кон­сен­су­са) по­сле дву­крат­но­го опуб­ли­ко­ва­ния в качес­т­ве офи­ци­аль­но­го про­ек­та Прав­ле­ни­ем РОО мо­жет быть при­ня­то ре­ше­ние об опуб­ли­ко­ва­нии до­ку­мен­та в качес­т­ве ре­ко­мен­да­ций РОО.

В этом случае в обоз­начении до­ку­мен­та ин­декс «СТО» за­ме­ня­ет­ся на «Р», на ти­туль­ном лис­те, в «Пре­ди­сло­вии» и на пер­вом лис­те до­ку­мен­та сло­во «стан­дарт» за­ме­ня­ет­ся на «ре­ко­мен­да­ции».

6.2.10 Ре­ги­ст­ра­цию при­ня­тых стан­дар­тов РОО осу­ще­ст­в­ля­ет Ко­мис­сия Прав­ле­ния РОО по стан­дар­ти­за­ции на ос­но­ве ве­де­ния Рее­ст­ра стан­дар­тов РОО, в ко­то­рый включает­ся сле­дую­щая ин­фор­ма­ция:

– обоз­начение стан­дар­та;

– на­име­но­ва­ние стан­дар­та;

– да­та вве­де­ния в дей­ст­вие;

– ре­к­ви­зи­ты (да­та и но­мер) По­ста­нов­ле­ния РОО о при­ня­тии стан­дар­та;

– но­мер и да­та при­ня­тия из­ме­не­ний к стан­дар­ту (при на­личии).

6.2.11 Ин­фор­ма­ция о при­ня­тых и от­ме­нен­ных стан­дар­тах РОО пред­став­ля­ет­ся в Гос­стан­дарт Рос­сии в со­от­вет­ст­вии с ПР 50.1.002-94.

6.2.12 Прав­ле­ние РОО пуб­ли­ку­ет ин­фор­ма­цию о при­ня­тых стан­дар­тах РОО в ин­фор­ма­ци­он­ном ука­за­те­ле «Стан­дар­ты РОО».

6.2.13 Из­да­ние стан­дар­тов РОО ор­га­ни­зу­ет Прав­ле­ние РОО. Их рас­про­стра­не­ние сре­ди чле­нов РОО, а так­же дру­гих за­ин­те­ре­со­ван­ных струк­тур осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на до­го­вор­ной ос­но­ве с пре­дос­тав­ле­ни­ем чле­нам РОО льгот по оп­ла­те.

7. По­строе­ние, из­ло­же­ние, оформ­ле­ние и со­дер­жа­ние стан­дар­тов РОО

7.1 По­строе­ние, из­ло­же­ние и оформ­ле­ние стан­дар­тов РОО — по ГОСТ Р 1.5-92 с учетом тре­бо­ва­ний на­стоя­ще­го стан­дар­та.

7.1.1 На вто­рой стра­ни­це ти­туль­но­го лис­та в ниж­ней час­ти ука­зы­ва­ют: «На­стоя­щий стан­дарт не мо­жет быть пол­но­стью или час­тично вос­про­из­ве­ден, ти­ра­жи­ро­ван и рас­про­стра­нен в качес­т­ве офи­ци­аль­но­го из­да­ния без раз­ре­ше­ния Прав­ле­ния РОО».

7.1.2 В пре­ди­сло­вии к стан­дар­ту РОО ука­зы­ва­ет­ся со­став раз­ра­ботчиков про­ек­та стан­дар­та.

7.1.3 В струк­тур­ном эле­мен­те «Нор­ма­тив­ные ссыл­ки» в пе­речень ссы­лочных до­ку­мен­тов включают­ся, кро­ме ука­зан­ных в п. 3.8.3 ГОСТ Р 1.5-92, ме­ж­ду­на­род­ные стан­дар­ты, строи­тель­ные нор­мы и пра­ви­ла (СНИП) и дру­гие офи­ци­аль­ные нор­ма­тив­ные до­ку­мен­ты.

7.1.4 В струк­тур­ном эле­мен­те «Биб­лио­гра­фичес­кие дан­ные» при­во­дят­ся ключевые сло­ва.

7.2 Со­дер­жа­ние стан­дар­тов РОО оп­ре­де­ля­ет­ся осо­бен­но­стя­ми объ­ек­тов и на­прав­ле­ний стан­дар­ти­за­ции, ус­та­нов­лен­ных в при­ло­же­нии Б.

При этом нор­мы, пра­ви­ла и ха­рак­те­ри­сти­ки, ус­та­нав­ли­вае­мые на ми­ни­маль­но не­об­хо­ди­мом или мак­си­маль­но до­пус­ти­мом и наи­бо­лее ве­ро­ят­ном уров­не, включают­ся в стан­дар­ты в качес­т­ве обя­за­тель­ных по­ло­же­ний.

Иные по­ло­же­ния, включая нор­мы, пра­ви­ла и ха­рак­те­ри­сти­ки, ко­то­рые мо­гут при­ме­нять­ся в со­от­вет­ст­вии с кон­крет­ны­ми по­треб­но­стя­ми за­казчика (кли­ен­та) оцен­ки, а так­же в со­от­вет­ст­вии с ус­ло­вия­ми про­ве­де­ния оцен­ки, ис­поль­зу­ют­ся в стан­дар­тах в качес­т­ве по­ло­же­ний ре­ко­мен­да­тель­но­го ха­рак­те­ра.

8. Об­нов­ле­ние и от­ме­на нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов РОО

8.1 Об­щие по­ло­же­ния

8.1.1 Об­нов­ле­ние стан­дар­тов и дру­гих нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов РОО (да­лее по тек­сту — стан­дар­ты) про­во­дят пу­тем вне­се­ния в них из­ме­не­ний или пе­ре­смот­ра.

8.1.2 Из­ме­не­ние стан­дар­та — это ис­прав­ле­ние его со­дер­жа­ния (за­ме­на, ис­ключение или до­бав­ле­ние норм, пра­вил и тре­бо­ва­ний стан­дар­та, из­ме­не­ние его оформ­ле­ния или на­име­но­ва­ния) без из­ме­не­ния обоз­начения стан­дар­та.

8.1.3 При пе­ре­смот­ре стан­дар­та раз­ра­ба­ты­ва­ют но­вый стан­дарт вза­мен дей­ст­вую­ще­го. При этом дей­ст­вую­щий стан­дарт от­ме­ня­ют, а в но­вом стан­дар­те ука­зы­ва­ют, вза­мен ка­ко­го стан­дар­та он раз­ра­бо­тан. Но­во­му стан­дар­ту при­сваи­ва­ют обоз­начение ста­ро­го стан­дар­та с за­ме­ной двух по­след­них цифр го­да при­ня­тия.

8.1.4 От­ме­ну стан­дар­тов осу­ще­ст­в­ля­ет Прав­ле­ние РОО в случаях:

– пре­кра­ще­ния про­ве­де­ния ра­бот, осу­ще­ст­в­ляю­щих­ся по дан­но­му стан­дар­ту;

– при раз­ра­бот­ке вза­мен дан­но­го стан­дар­та дру­го­го нор­ма­тив­но­го до­ку­мен­та;

– при об­на­ру­же­нии не­со­от­вет­ст­вия стан­дар­та нор­ма­тив­ным до­ку­мен­там, при­ня­тым ор­га­на­ми го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния и под­ле­жа­щих обя­за­тель­но­му со­блю­де­нию.

8.2 Раз­ра­бот­ка из­ме­не­ния к стан­дар­ту

8.2.1 Раз­ра­бот­ку из­ме­не­ния к стан­дар­ту про­во­дят в по­ряд­ке, ус­та­нов­лен­ном в раз­де­ле 6 для стан­дар­тов и с учетом тре­бо­ва­ний на­стоя­ще­го раз­де­ла.

8.2.2 При раз­ра­бот­ке из­ме­не­ния к стан­дар­ту од­но­вре­мен­но раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся пред­ло­же­ния по из­ме­не­нию взаи­мо­увя­зан­ных стан­дар­тов

8.2.3 Про­ект из­ме­не­ния до­пус­ка­ет­ся об­су­ж­дать и со­гла­со­вы­вать с ог­ра­ничен­ным кру­гом за­ин­те­ре­со­ван­ных сто­рон, ес­ли его по­ло­же­ния не за­тра­ги­ва­ют ин­те­ре­сов и прав дру­гих поль­зо­ва­те­лей стан­дар­та.

8.2.4 Ин­фор­ма­ция об из­ме­не­нии к стан­дар­ту пуб­ли­ку­ет­ся в ин­фор­ма­ци­он­ном ука­за­те­ле «Стан­дар­ты РОО». Текст из­ме­не­ния мо­жет пуб­ли­ко­вать­ся в ука­за­те­ле или на­прав­лять­ся не­по­сред­ст­вен­но поль­зо­ва­те­лям стан­дар­та..

8.3 Пе­ре­смотр стан­дар­та

8.3.1 Пе­ре­смотр стан­дар­та осу­ще­ст­в­ля­ют в по­ряд­ке, пре­ду­смот­рен­ном для раз­ра­бот­ки стан­дар­та. При этом пер­вую ре­дак­цию но­во­го стан­дар­та до­пус­ка­ет­ся не раз­ра­ба­ты­вать, а ис­поль­зо­вать на дан­ном эта­пе сбор пред­ло­же­ний за­ин­те­ре­со­ван­ных сто­рон по дей­ст­вую­ще­му стан­дар­ту.

8.3.2 При пе­ре­смот­ре стан­дар­та од­но­вре­мен­но под­го­тав­ли­ва­ют пред­ло­же­ния по об­нов­ле­нию или от­ме­не взаи­мо­свя­зан­ных стан­дар­тов.

9. Кон­троль за со­блю­де­ни­ем стан­дар­тов РОО

9.1 Кон­троль за со­блю­де­ни­ем обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний стан­дар­тов РОО, а так­же по­ло­же­ний стан­дар­тов, обя­зан­ность со­блю­де­ния ко­то­рых воз­ни­ка­ет на ос­но­ве доб­ро­воль­но­го при­ня­тия та­ких обя­за­тельств за­ин­те­ре­со­ван­ны­ми сто­ро­на­ми, осу­ще­ст­в­ля­ет­ся со сто­ро­ны РОО в сле­дую­щих фор­мах:

– сис­те­ма­тичес­кий ин­спек­ци­он­ный кон­троль;

– раз­бор жа­лоб (пре­тен­зий) со сто­ро­ны за­казчиков (кли­ен­тов).

9.2 Кон­троль за со­блю­де­ни­ем стан­дар­тов осу­ще­ст­в­ля­ет­ся Ко­мис­си­ей РОО по кон­тро­лю за со­блю­де­ни­ем стан­дар­тов РОО, а так­же дру­ги­ми ко­мис­сия­ми РОО в пре­де­лах их пол­но­мочий.

9.3 Ор­га­ны РОО впра­ве осу­ще­ст­в­лять кон­троль за со­блю­де­ни­ем стан­дар­тов РОО, при­ме­няе­мых оцен­щи­ка­ми в со­от­вет­ст­вии с п. 5.2.5, и ин­фор­ми­ро­вать за­казчиков (кли­ен­тов) о ре­зуль­та­тах кон­тро­ля.

 


При­ло­же­ние А

(обя­за­тель­ное)

Тер­ми­ны сис­те­мы нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов РОО

Тер­мин и его эк­ви­ва­лент на анг­лий­ском язы­ке

Определение

Документ с идентичным определе-нием термина

Документ с сопостави-мым определением термина

1

2

3

4

1. Нормативный документ

 

Normative

document

 

До­ку­мент, ус­та­нав­ли­ваю­щий пра­ви­ла, об­щие прин­ци­пы или ха­рак­те­ри­сти­ки, ка­саю­щие­ся оп­ре­де­лен­ных ви­дов дея­тель­но­сти и их ре­зуль­та­тов, дос­туп­ный ши­ро­ко­му кру­гу по­тре­би­те­лей.

При­ме­ча­ния:

1. Тер­мин «Нор­ма­тив­ный до­ку­мент» в Сис­те­ме ох­ва­ты­ва­ет та­кие по­ня­тия как стан­дарт РОО, тер­ри­то­ри­аль­ный стан­дарт РОО, стан­дарт пред­при­ятия, Пра­ви­ла, По­ло­же­ния, Ин­ст­рук­ции, Свод пра­вил.

2. Дея­тель­ность,, про­яв­ляю­щая­ся при раз­ра­бот­ке, опуб­ли­ко­ва­нии и при­ме­не­нии нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов Сис­те­мы, обо­зна­ча­ет­ся тер­ми­ном «стан­дар­ти­за­ция».

Дру­гие тер­ми­ны этой сис­те­мы при­ни­ма­ют по ГОСТ Р 1.0 и СНиП 10-01-94.

 

 

ИСО/МЭК-2:1991 п.3.1

 

 

2. Свод

правил

 

Code of

Practice

Нормативный документ, содержащий по тому или иному объекту как положения нормативных документов РОО, так и оправдавшие себя на практике положения документов, принятых иными органами государственного управления.

 

СНиП

10-01-94

п. А1.3

3. Стандарт

 

Standard

Нор­ма­тив­ный до­ку­мент по стан­дар­ти­за­ции, раз­ра­бо­тан­ный, как пра­ви­ло, на ос­но­ве со­гла­сия, ха­рак­те­ри­зую­щий­ся от­сут­ст­ви­ем воз­ра­же­ний по су­ще­ст­вен­ным во­про­сам у боль­шин­ст­ва за­ин­те­ре­со­ван­ных сто­рон, при­ня­тый (ут­вер­жден­ный) при­знан­ным ор­га­ном (пред­при­яти­ем).

ГОСТ Р 1.0 п.3.4

 

1

2

3

4

4. Комплекс нормативных документов

 

Series of

normative documents

Совокупность взаимосвязанных нормативных документов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации (нормирования).

ГОСТ Р 1.0 п.3.13

 

5. Гармонизированные стандарты (нормативные документы)
Harmonized standards

Стандарты на один и тот же объект, принятые различными органами по стандартизации и обеспечивающие взаимозаменяемость процессов и услуг, а также взаимное понимание результатов оценки и информации.

ИСО/МЭК-2:1991 п.6.1

 

6. Идентичные стандарты (норма-

тивные документы)

Identical

standards

Гармонизированные стандарты, которые идентичны по содержанию и по форме представления.

ИСО/МЭК-2:1991 п.6.3

 

7. Сопоставимые стандарты

 

Comparable standards

Стандарты на один и тот же объект, утвержденные различными органами по стандартизации и основанные на одних и тех же методах, которые позволяют однозначно сопоставить различия в требованиях.
Примечание:
Эти стандарты не являются гармонизированными стандартами.

ИСО/МЭК-2:1991 п.6.9

 

8. Имущество

Материальные и нематериальные объекты окружающего мира, обладающие некоторой полезностью или привилегиями.

 

 

9. Недвижимое имущество (недви- жимость)

 

Real estate

Зе­мель­ные уча­ст­ки, уча­ст­ки недр и обо­соб­лен­ные вод­ные объ­ек­ты, от­но­ся­щие­ся к ним вы­пол­нен­ные че­ло­ве­ком улуч­ше­ния, все, что проч­но свя­за­но с зем­лей.
При­ме­ча­ние:

В том чис­ле это ле­са, мно­го­лет­ние на­са­ж­де­ния, зда­ния, со­ору­же­ния, то есть объ­ек­ты, пе­ре­ме­ще­ние ко­то­рых без не­со­раз­мер­но­го ущер­ба их на­зна­че­нию не­воз­мож­но.

 

Гра­ж­дан-ский Ко­декс Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Ста­тья 130

1

2

3

4

10. Дви­жи­мое иму­ще­ст­во

 

Personality

Объ­ек­ты фи­зи­че­ско­го ми­ра, не яв­ляю­щие­ся не­дви­жи­мо­стью, вклю­чая дра­го­цен­но­сти, ра­ри­те­ты, день­ги и цен­ные бу­ма­ги.
При­ме­ча­ние:

Это иму­ще­ст­во, не свя­зан­ное с не­дви­жи­мо­стью по­сто­ян­но и, как пра­ви­ло, ха­рак­те­ри­зую­щее­ся воз­мож­но­стью быть пе­ре­ме­щен­ным.

Ме­ж­ду­на-род­ные стан­дар­ты оцен­ки МСО 1-4.
Об­щие по­ня­тия и прин­ци­пы оцен­ки.

 

11. Не­ма­те­ри­аль­ное иму­ще­ст­во

Не­ося­зае­мая «вещь», ко­то­рую нель­зя по­смот­реть и по­тро­гать.

При­ме­ча­ние:

Это ин­фор­ма­ция, ре­зуль­та­ты ин­тел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти, в том чис­ле ис­клю­чи­тель­ные пра­ва на них (ин­тел­лек­ту­аль­ная соб­ст­вен­ность).

 

 

12. Не­ма­те­ри­аль­ные бла­га

Лич­ные не­иму­ще­ст­вен­ные пра­ва гра­ж­да­ни­на (жизнь и здо­ро­вье, дос­то­ин­ст­во лич­но­сти, честь и доб­рое имя, пра­во ав­тор­ст­ва, де­ло­вая ре­пу­та­ция, иные лич­ные не­иму­ще­ст­вен­ные пра­ва и дру­гие не­ма­те­ри­аль­ные бла­га, при­над­ле­жа­щие гра­ж­да­ни­ну от ро­ж­де­ния или в си­лу за­ко­на).

 

 

Гра­ж­дан-ский Ко­декс Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Ста­тья 150

13. Иму­ще­ст­вен­ные пра­ва

Это пра­ва соб­ст­вен­но­сти на дви­жи­мое и не­дви­жи­мое иму­ще­ст­во, а так­же ин­те­ре­сы и при­ви­ле­гии, от­но­ся­щие­ся к не­ма­те­ри­аль­ным по­ня­ти­ям.

 

Ме­ж­ду­на-род­ные стан­дар­ты оцен­ки МСО 1-4

 

14. Пра­во соб­ст­вен­но­сти на не­дви­жи-мость

Real property

Оз­на­ча­ет пра­во вла­де­ния, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния не­дви­жи­мо­стью, пра­во по сво­ему ус­мот­ре­нию со­вер­шать в от­но­ше­нии при­над­ле­жа­ще­го иму­ще­ст­ва лю­бые дей­ст­вия, не про­ти­во­ре­ча­щие за­ко­нам и иным пра­во­вым ак­там, и не на­ру­шаю­щие пра­ва и ох­ра­няе­мые за­ко­ном ин­те­ре­сы дру­гих лиц.

 

Гра­ж­дан-ский Ко­декс Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Ста­тья 209

15. Иму­ще­ст­вен­ные ком­плек­сы

Взаи­мо­свя­зан­ная со­во­куп­ность ма­те­ри­аль­но­го и не­ма­те­ри­аль­но­го иму­ще­ст­ва.

 

 

1

2

3

4

16. Оцен­ка

Про­цесс (про­це­ду­ра) оп­ре­де­ле­ния по­лез­но­сти или из­ме­не­ния по­лез­но­сти иму­ще­ст­ва.

 

 

17. Оцен­щи­ки

 

Asset values или

Appraisers

Спе­циа­ли­сты, осу­ще­ст­в­ляю­щие оцен­ку иму­ще­ст­ва.

Ме­ж­ду­на-род­ные стан­дар­ты оцен­ки МСО 1-4.
Об­щие по­ня­тия и прин­ци­пы оцен­ки.

 

18. Сер­ти­фи­ка­ция оцен­щи­ков

Ус­та­нов­ле­ние и офи­ци­аль­ное удо­сто­ве­ре­ние уров­ня ква­ли­фи­ка­ции оцен­щи­ков.

 

 

19. Про­фес­сио­наль­ная эти­ка оцен­щи­ков

Со­во­куп­ность эти­че­ских пра­вил по­ве­де­ния, ко­то­ры­ми долж­ны ру­ко­во­дство­вать­ся оцен­щи­ки в сво­ей про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти.

 

 


При­ло­же­ние Б

(обя­за­тель­ное)

 Струк­ту­ра Сис­те­мы Нор­ма­тив­ных До­ку­мен­тов РОО

 

Ком­плек­сы и груп­пы нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния стан­дар­ти­за­ции (нор­ми­ро­ва­ния)

1

2

1. Нор­ма­тив­ные до­ку­мен­ты по дея­тель­но­сти РОО

 

10. Ор­га­ны РОО

Струк­ту­ра ор­га­нов РОО, их функ­ции, взаи­мо­дей­ст­вие, до­ку­мен­та­ция РОО, до­ку­мен­та­ция ор­га­нов РОО.

11. Дея­тель­ность ор­га­нов РОО

По­ря­док при­ня­тия и реа­ли­за­ции ре­ше­ний ор­га­на­ми РОО.

2. Нор­ма­тив­ные до­ку­мен­ты по про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти оцен­щи­ков

 

20. Об­щие по­ло­же­ния оцен­ки

Объ­ек­ты оцен­ки. Клас­си­фи­ка­ция объ­ек­тов оцен­ки. Ви­ды оцен­ки. Прин­ци­пы оцен­ки. Клас­си­фи­ка­ция ви­дов оцен­ки. Об­щая тер­ми­но­ло­гия.

21. Оцен­ка не­дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва

Объ­ек­ты оцен­ки. Клас­си­фи­ка­ция не­дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва. Ис­ход­ная ин­фор­ма­ция для оцен­ки. Ме­то­ды оцен­ки кон­крет­ных ви­дов не­дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва. Тре­бо­ва­ния к ре­зуль­та­там оцен­ки.

22. Оцен­ка дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва

Объ­ек­ты оцен­ки. Клас­си­фи­ка­ция дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва. Ис­ход­ная ин­фор­ма­ция для оцен­ки. Ме­то­ды оцен­ки кон­крет­ных ви­дов дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва. Тре­бо­ва­ния к ре­зуль­та­там оцен­ки.

23. Оцен­ка зе­мель раз­лич­но­го на­зна­че­ния

Объ­ек­ты оцен­ки. Клас­си­фи­ка­ция зе­мель. Ис­ход­ная ин­фор­ма­ция для оцен­ки. Ме­то­ды оцен­ки кон­крет­ных ви­дов зе­мель. Тре­бо­ва­ния к ре­зуль­та­там оцен­ки.

24. Оцен­ка иму­ще­ст­вен­ных ком­плек­сов

Объ­ек­ты оцен­ки. Клас­си­фи­ка­ция иму­ще­ст­вен­ных ком­плек­сов. Ис­ход­ная ин­фор­ма­ция для оцен­ки. Ме­то­ды оцен­ки кон­крет­ных ви­дов иму­ще­ст­вен­ных ком­плек­сов. Тре­бо­ва­ния к ре­зуль­та­там оцен­ки.

25. Оцен­ка фак­то­ров ок­ру­жаю­щей сре­ды

Объ­ек­ты оцен­ки. Ис­ход­ная ин­фор­ма­ция для оцен­ки. Ме­то­ды оцен­ки кон­крет­ных фак­то­ров. Тре­бо­ва­ния к ре­зуль­та­там оцен­ки.

1

2

26. Оцен­ка не­ма­те­ри­аль­ных благ

Объ­ек­ты оцен­ки. Клас­си­фи­ка­ция не­ма­те­ри­аль­ных благ. Ис­ход­ная ин­фор­ма­ция для оцен­ки. Ме­то­ды оцен­ки кон­крет­ных ви­дов не­ма­те­ри­аль­ных благ. Тре­бо­ва­ния к ре­зуль­та­там оцен­ки.

27. Про­фес­сио­наль­ная эти­ка

От­но­ше­ние к вы­пол­няе­мой ра­бо­те. От­но­ше­ние к кли­ен­там. От­но­ше­ния с кол­ле­га­ми по РОО. От­но­ше­ния с ра­бо­то­да­те­ля­ми и ру­ко­во­дством на про­из­вод­ст­ве.

3. Нор­ма­тив­ные до­ку­мен­ты по сер­ти­фи­ка­ции ус­луг по оцен­ке

 

30. Об­щие по­ло­же­ния

Объ­ек­ты сер­ти­фи­ка­ции. Клас­си­фи­ка­ция объ­ек­тов.

31. Сер­ти­фи­ка­ция оцен­щи­ка

Пра­ви­ла сер­ти­фи­ка­ции. Ор­га­ны сер­ти­фи­ка­ции. Уров­ни сер­ти­фи­ка­ции. Фор­мы до­ку­мен­тов по сер­ти­фи­ка­ции.

4. Нор­ма­тив­ные до­ку­мен­ты в об­лас­ти под­го­тов­ки и пе­ре­под­го­тов­ки оцен­щи­ков

 

40. Об­щие по­ло­же­ния

Ви­ды обу­че­ния. Уров­ни про­грамм. Тре­бо­ва­ния к ква­ли­фи­ка­ции пре­по­да­ва­те­лей.

41. Учеб­ные про­грам­мы и пла­ны обу­че­ния

Тре­бо­ва­ния к со­дер­жа­нию учеб­ных про­грамм и пла­нам обу­че­ния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Струк­ту­ра обо­зна­че­ния стан­дар­тов РОО

 

СТО              РОО           ХХ            ХХ          ХХ

 

Две по­след­ние циф­ры

го­да при­ня­тия или

пе­ре­смот­ра стан­дар­та

 

По­ряд­ко­вый но­мер стан­дар­та

РОО в дан­ной груп­пе нор­ма­тив­ных

до­ку­мен­тов

 

Код груп­пы нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов РОО

 

Аб­бре­виа­ту­ра Рос­сий­ско­го об­ще­ст­ва оцен­щи­ков

 

Ин­декс обо­зна­че­ния стан­дар­тов об­ще­ст­вен­но­го объ­е­ди­не­ния

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz