Об авторах

Раздел 3. Оценка бизнеса в конкретных целях

Глава 13. Разработка программы финансового оздоровления предприятия
13.1. Судебные и внесудебные процедуры финансового оздоровления
Далее >>  13.2. Типовой план  финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия>> ВПЕРЕД
<< НАЗАД
>>Главы>>[1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12][13][14]


Структурно-логические схемы к главе 13

Меры по финансовому оздоровлению предприятия могут быть предприняты как в судебных процедурах несостоятельности (банкротства), так и во внесудебных процедурах.

В том случае, если в отношении организации-должника в арбитражном суде возбуждено дело о его несостоятельности (банкротстве), должник имеет возможность попытаться восстановить свою платежеспособность.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд может ввести процедуру судебной санации: внешнее управление должником.

Внешнее управление (судебная санация) — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Процедура внешнего управления в первую очередь нацелена на мобилизацию внутренних ресурсов должника, введение жесточайшего внутрифирменного контроля и учета, особенно за денежными потоками. Однако при недостаточности внутренних ресурсов должника для восстановления его платежеспособности, возможно привлечение и финансовых ресурсов третьих лиц (инвесторов).

Одной из важных особенностей процедуры внешнего управления является разработка внешним управляющим плана внешнего управления, который должен быть одобрен и утвержден собранием кредиторов должника.

План внешнего управления имуществом должника
не имеет строго регламентированной формы, однако он должен содержать исчерпывающие обоснования возможности достижения в установленные арбитражным судом сроки (в общем случае — не более 12 месяцев, данный срок может быть продлен не более чем на 6 месяцев) целей внешнего управления — восстановления платежеспособности организации-должника.

Кроме того, осуществление внешнего управления обусловлено введением моратория на осуществление требований кредиторов к должнику на весь срок внешнего управления. Следует отметить также, что проведение мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника, осуществляется под наблюдением его кредиторов.

Помимо судебных процедур, направленных на оздоровление организации-должника с целью предотвращения ее ликвидации, существует широкий спектр возможностей финансового оздоровления должника во внесудебных процедурах.

При этом роль кредиторов в ряде случаев может быть столь же значимой как и в судебных процедурах, однако инициатива в проведении мероприятий, направленных на восстановление и укрепление платежеспособности предприятия как правило исходит от самого предприятия либо его собственника.

Федеральным законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрен комплекс мер по предупреждению банкротства организаций.

Так, учредители (участники) должника - юридического лица, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

В рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. Данная процедура является процедурой досудебной санации.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2264 «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий» и иных нормативных актов, со стороны государства, до сих пор остающегося крупным собственником, осуществляются внесудебные процедуры, направленные на финансовое оздоровление организаций, в отношении государственных предприятий, а также организаций c долей участия государства в уставном капитале не менее 25%.

Проведение ряда таких процедур в отношении предприятий, признаваемых «неплатежеспособными» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 года № 498, обусловлено наличием плана финансового оздоровления (бизнес-плана), который должен включать мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержанию эффективной хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что наличие разработанного и в установленном порядке утвержденного бизнес-плана является одним из основных условий предоставления неплатежеспособной организации государственной финансовой поддержки.

Типовая форма плана финансового оздоровления (бизнес-плана) и методические рекомендации по его составлению утверждены распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 05 декабря 1994 года № 98-р.

К началу 1997 г. в соответствии с данными рекомендациями было разработано несколько сотен планов финансового оздоровления неплатежеспособных организаций.

Сайт управляется системой uCoz