Об авторах

Раздел 1. Основные понятия оценки бизнеса.
Глава 4. Подготовка информации, необходимой для оценки
4.1. Система информации
Далее >> 4.2. Внутренняя информация>> ВПЕРЕД
<< НАЗАД
>>Главы>>[1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12][13][14]


Структурно-логические схемы

Информация, используемая в процессе оценки
, должна отвечать требованиям:
  • достоверности;
  • точности;
  • комплексности;

Используемая информация должна достоверно отражать ситуацию на предприятии, точно соответствовать целям оценки и комплексно учитывать внешние условия функционирования оцениваемого предприятия.

Существуют различные пути организации
информации: хронологический, журналистский, логический.

Хронологический путь предусматривает последовательный переход от прошлого к будущему (или от будущего к прошлому). Например, в отчете об оценке описание процесса производства начинается с истории компании.

Журналистский путь
располагает материал от более важного к менее важному. Например, при анализе финансовой информации как правило не имеет смысла описывать всю ретроспективную информацию, внимание акцентируется на наиболее важных пропорциях или коэффициентах.

Логический порядок распределяет информацию от общего к частному или от частного к общему. Например, прежде чем перейти к анализу оцениваемой компании, проводится обзор макроэкономической ситуации, который позволяет определить инвестиционный климат в стране.

4.1. Система информации

Оценка бизнеса основана на анализе стоимости предприятия как товара инвестиционного, т.е. с учетом прошлых затрат, текущего состояния и будущего потенциала.

Для реализации такого комплексного подхода необходимо провести сбор и анализ большого количества информации, которую можно классифицировать следующим образом.

Внешняя информация, характеризующая условия функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом;

Внутренняя информация, характеризующая деятельность оцениваемого предприятия;

В основе анализа всех информационных блоков лежит следующая последовательность инвестиционного анализа (см.рис.).

Нормальное функционирование бизнеса основано на оптимальном сочетании объема продаж, получаемой прибыли и финансовых ресурсов для обеспечения запланированного роста, что в значительной степени определяется внешними условиями функционирования предприятия.

К ним относятся
макроэкономические и отраслевые факторы: уровень инфляции, темпы экономического развития страны, условия конкуренции в отрасли и т.д.

Внешняя информация

Информационный блок внешней информации характеризует условия функционирования предприятия в отрасли и экономике в целом.

Объем и характер
внешней информации различается в зависимости от целей оценки. При составлении отчета необходимо показать, что информационная база, собранная и изученная оценщиком, является необходимой и достаточной для итогового заключения о стоимости предприятия.

Информацию следует давать в оптимальном объеме и ориентированной на оцениваемый объект.

Макроэкономические показатели содержат информацию о том, как сказывается или скажется на деятельности предприятия изменение макроэкономической ситуации и характеризуют инвестиционный климат в стране.

В зависимости от целей оценки, макроэкономический обзор может выделяться как отдельный раздел отчета об оценке или рассматриваться в общем контексте отчета.

Факторы макроэкономического риска образуют систематический риск, который возникает из внешних событий, влияющих на рыночную экономику и не могут быть устранены диверсификацией в рамках национальной экономики.


Диверсификация
— сокращение риска с помощью портфельных инвестиций (приобретение широкого круга ценных бумаг).

Риск — степень определенности, которой характеризуется достижимость в будущем ожидаемых результатов.

Как правило риск воспринимается как возможность потери, хотя по определению любое возможное отклонение (+/-) от прогнозируемой величины есть отражение риска.

Анализ фактора риска носит субъективный характер: оценщики, уверенные в будущем росте компании, определят её текущую стоимость выше по сравнению с аналитиком, составляющим пессимистичный прогноз. Другими словами, чем шире разброс ожидаемых будущих доходов вокруг наилучшей оценки, тем рискованнее инвестиции.

Различия в оценках рисков ведут к различным заключениям о стоимости предприятия.

Текущая стоимость компании, деятельность которой связана с высоким риском, будет ниже, чем текущая стоимость аналогичной, но функционирующей в условиях меньшего риска.

Понимание инвестором фактора риска изобразить графически можно следующим образом (см.рис.)


Чем выше оценка инвестором уровня риска, тем большую ставку дохода он ожидает.

Большинство заказов на оценку в мире связаны с анализом закрытых компаний, владельцы которых не диверсифицируют свои акции в той же мере, что и владельцы открытых компаний. Поэтому, при оценке компаний закрытого типа, оценщик наряду с анализом систематического риска должен учитывать факторы несистематического риска.

К ним относятся отраслевые риски и риски инвестирования в конкретную компанию.

Основные
факторы макроэкономического риска:

  • уровень инфляции;
  • темпы экономического развития страны;
  • изменение ставок процента;
  • изменение обменного курса валют;
  • уровень политической стабильности

Инфляционный риск — это риск непрогнозируемого изменения темпов роста цен. Инвестор стремится получить доход, покрывающий инфляционное изменение цен.

Высокая или непрогнозируемая инфляция может свести к нулю ожидаемые результаты производственной деятельности, обеспечивает перераспределение доходов в экономике и повышает предпринимательский риск. Результатом является занижение реальной стоимости имущества предприятия.

В процессе оценки сопоставляются данные ретроспективные, текущие и будущие (прогнозируемые). Стоимость, полученная в различные годы может сравниваться только в том случае, если стоимость денежной единицы не меняется. Однако практически изменение стоимости денежной единицы происходит каждый год ( как правило в сторону повышения ).


Уровень цен измеряется в виде индекса, который является измерителем соотношения цен за разные периоды.



Индекс цен, рассчитанный по основной группе потребляемых товаров, может рассматриваться как показатель уровня цен в текущем году.

Пример. Цена рыночной корзины в 1995 году составила 150 единиц, а в 1996 году — 250 единиц. Индекс цен 1996 года равен 250 : 150 х 100 %= 166%.


Инфляционный рост цен обуславливает необходимость учета номинальных и реальных величин.

Номинальная величина не скорректирована с учётом инфляции.
Самый простой способ корректировки — разделить номинальную величину на индекс цен.



В процессе оценки кроме абсолютных величин рассчитываются и относительные, например, ставка дисконта (%). Она также может рассчитываться как номинальная или реальная .

В случае, если темп инфляционного роста цен в стране превышает 15%, рекомендуется пересчет проводить с применением
формулы Фишера:



где R
r — реальная ставка дохода (дисконта);
R
n— номинальная ставка дохода (дисконта);
i — индекс инфляции.

Пример. Требуемая инвестором ставка дохода составляет 30% в номинальном выражении. Индекс цен в текущем году составил 17%. Рассчитайте реальную ставку дохода:



Основные источники информации:

  • программы Правительства и прогнозы;
  • периодическая экономическая печать
Риск, связанный с изменением темпов экономического развития.

Цикличность рыночной экономики определяет необходимость учитывать при расчётах общее состояние экономического развития и ожидаемые темпы экономического роста на ближайшую перспективу.

Пример (фрагмент отчета об оценке).
«Несмотря на то, что авторы большинства прогнозов ожидают продолжения планового роста экономики в 200... году, вялость потребительских расходов, инвестиций в жилищное строительство и бизнес, а также правительственных расходов, по-видимому ослабит эффект прогнозируемого роста. Кроме того, планируемое улучшение перспектив развития может сдерживаться налоговой реформой».

Проанализируем этот пример. Составители отчета рассматривают основные компоненты совокупных расходов: потребительские, инвестиционные, государственные, что в совокупности отражает динамику совокупного общественного продукта.

Целью оценки является определение обоснованной рыночной стоимости фирмы, торгующей бытовой электроникой. Что общего между совокупными расходами и торговлей бытовой электроникой?

Потребительские расходы (в том числе на приобретение бытовой электроники) составляют значительную часть совокупных расходов. Их сокращение может оказать влияние на состояние потребительского спроса, а, следовательно, сбыт продукции оцениваемой компании. Кроме того сокращение совокупных расходов может привести к осложнению отношений с поставщиками , росту цен и т. д.

В периоды спада деловой активности снижаются масштабы получаемой прибыли, увеличивается вероятность банкротства. Общие макроэкономические закономерности развития экономики
оценщик должен учитывать при анализе конкретного предприятия и составлении прогнозов.

Основные источники информации:

  • программы Правительства
  • аналитические обзоры информационных агентств (ВЕДИ, МИГ, АЛЬФА КАПИТАЛ и др.)
  • периодическая экономическая печать;
Риск, связанный с изменением величины ставки процента.

Движение процентной ставки является реакцией на проводимые меры макроэкономического регулирования и может приводить как к стимулированию инвестиционной активности, так и сдерживать увеличение совокупных расходов в экономике.

В процессе оценки факторы систематического и несистематического риска взвешиваются при расчете ставок дисконта, коэффициента капитализации, рыночных мультипликаторов и т. д.

В качестве безрисковой ставки в этих расчетах как правило принимается ставка дохода по государственным долгосрочным ценным бумагам.

Основные источники информации:

  • информационные агентства;
  • периодическая экономическая печать.
Риск, связанный с изменением валютного курса.

Курсы валют меняются под влиянием экономических и политических факторов. Изменение валютного курса не точно отражает колебания розничных цен в стране, в то же время инфляционная корректировка финансовой информации в процессе оценки как правило проводится по колебаниям курса наиболее стабильной валюты.

При составлении прогноза объемов продаж на следующий год оценщик может проводить расчеты в рублях, учитывая прогнозируемые инфляционные ожидания или пересчитать прогнозируемые величины по курсу доллара, инфляционные ожидания по которому ниже. Не учитывать инфляционные ожидания по любому виду валюты нельзя.

Основные источники информации:

  • программы Правительства;
  • информационные агентства AK&M, Финмаркет;
  • периодическая экономическая печать.
Политический риск — это угроза активам, вызванная политическими событиями. Факторы политического риска определяются как правило на основе экспертных оценок, проводимых крупными фирмами или аналитическими агенствами.

Основные источники информации:

  • данные аналитических обзоров, проводимых «Deloitte & Touche»; «Valuation Center For Central & Eastern Europe»; «Dun & Bradstreet»;

  • российские агентства (ВЕДИ);

  • законодательство РФ.

Информационный блок «внешняя информация» кроме макроэкономической информации включает отраслевую: состояние и перспективы развития отрасли, в которой функционирует оцениваемое предприятие. Содержание данного раздела определяется степенью доступности отраслевых данных.

В нём должны быть отражены условия конкуренции в отрасли, рынки сбыта и возможные варианты использования производимой продукции; факторы, влияющие на потенциальный объем производимой продукции и динамику изменения спроса на нее. Условия функционирования предприятия в отрасли могут оказать серьёзное влияние на итоговую величину стоимости.

Основные отраслевые факторы риска:

  • нормативно-правовая база;
  • рынки сбыта;
  • условия конкуренции.
Направления сбора и анализа отраслевой информации можно представить в виде схемы (см. рис.)


Нормативно-правовая база определяется с учетом наличия у предприятия ограничений для вступления в отрасль. Если существуют среднеотраслевые данные по основным финансовым коэффициентам, их необходимо использовать в ходе оценки. Сопоставление данных оцениваемой компании с аналогичными показателями других предприятий отрасли является важным этапом в отраслевом исследовании, поскольку позволяет определить рэйтинг оцениваемого предприятия, сделать более достоверные прогнозы относительно прибыльности и требуемой величины затрат.

Таблица. Пример (условный) экспертной оценки политического риска
НизкийВысокий
 
12345
678910
Вид риска
  
1. Политика экспроприации
  Х  
 
2. Стоимость финансирования
 
 Х   
3. Вероятность радикальных изменений в составе правительства и проводимой им политике
 Х   
 
4. Отношение общественности к иностранным инвестициям
   Х 
 
5. Отношение к частному сектору
 Х   
 
6. Государственное вмешательство в управление предприятием
 
Х    
7. Обстановка в области предпринимательства в целом
 
Х    
8. Взаимоотношения с соседними государствами
   Х 
 
Количество наблюдений 8 
Всего взвешенных2 х 2 + 1 х 3 + 2 х 4 + 6 х 2 + 7 х 1 = 34
Сумма34 
Параметры8 
Фактор политического риска4,25 


Основные источники информации:

  • законодательство РФ
  • данные Государственного комитета по статистике;
  • информационные отраслевые бюллетени;
  • бизнес-план.

Рынки сбыта. Предложение, спрос, цена являются важными регуляторами рыночной экономики. Достижение сбалансированности между спросом и предложением определяет как общее макроэкономическое равновесие, так и особенности сбыта продукции. Для анализа выбранной предприятием стратегии сбыта товаров можно использовать, например, матрицу Ансоффа, которая предполагает четыре альтернативных стратегии:

1. Проникновение на уже сложившийся рынок с тем же продуктом, что и конкуренты.

2. Развитие рынка за счет создания новых сегментов рынка.

3. Разработка принципиально новых товаров или модернизация существующих.

4. Диверсификация производимой продукции для освоения новых рынков.

В зависимости от стратегии сбыта товаров составляется прогноз объёмов реализуемой продукции. Особого внимания оценщиков заслуживают ограничения в проведении выбранной стратегии: объем спроса и взаимоотношения с поставщиками.

Спрос - количество товаров и услуг, которое будет куплено по конкретной цене за определенный период. Спрос на товары в количественном выражении измеряется в обратной зависимости от цены при прочих равных условиях.

Рыночная цена в конечном итоге устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Таким образом, объем спроса и цена являются важными внешними ограничениями при оценке текущего и будущего потенциала предприятия.

Особого внимания в процессе сбора информации заслуживают отношения с поставщиками с точки зрения юридической определенности договоров и их надежности.

Целью сбора данной информации является определение потенциала отечественного (если необходимо и зарубежного) рынка сбыта товара: объем продаж в текущих ценах ,ретроспектива за последние 2—5 лет по оцениваемому предприятию, объем продаж в текущих ценах по конкурентам, прогнозы по расширению рынков сбыта в Российской Федерации и за её пределами.

Основные источники информации:

  • данные Государственного комитета по статистике;
  • данные отдела маркетинга оцениваемого предприятия;
  • отраслевые информационные издания;
  • периодическая экономическая печать;
  • бизнес-план;
  • личные контакты.

Условия конкуренции.
В рыночной экономике наиболее типичны рынки несовершенной конкуренции, на которых механизм свободного конкурентного ценообразования имеет серьёзные ограничения.

Оценка конкурентоспособности предприятия проводится с учетом типа рынка, а, следовательно, наличия ограничений для вступления в отрасль и конкурентов, производящих товары-заменители.

Анализ должен дополняться сведениями об объеме производства конкурирующего товара в натуральном и стоимостном выражении, характеристикой продукции конкурентов (объем, качество обслуживания, цены, каналы сбыта, реклама), доли реализуемой продукции в общем объеме отечественного производства, а также перечнем основных российских импортеров этого товара.

Основные источники информации:

  • данные государственного комитета по статистике;
  • данные отдела маркетинга на оцениваемом предприятии;
  • фирмы-дилеры;
  • таможенное управление;
  • отраслевые информационные издания;
  • бизнес-план.
Перечисленные информационные источники при анализе отраслевой информации имеют различную степень достоверности. Поэтому на один и тот же вопрос можно получить разные ответы.

Пример. При составлении прогноза объемов продаж Российской нефтяной компании в 19__ г. в различных источниках была получена следующая информация (см.табл.)

ИсточникОбъем продаж, тыс. т
120
225
330

Если нет однозначного ответа на поставленный вопрос, проводится средневзвешенная оценка с учетом достоверности информации (см.табл.ниже)

ИсточникОценка достоверности
10,8
20,15
30,05

Итого: 21,25 (20 х 0,8 + 25 х 0,15 + 30 х 0,05)

Сайт управляется системой uCoz