|
| Структурно-логические
схемы к главе 13 | |
Меры по финансовому оздоровлению
предприятия могут быть предприняты как в судебных процедурах несостоятельности
(банкротства), так и во внесудебных процедурах.
В том случае, если в отношении
организации-должника в арбитражном суде возбуждено дело о его несостоятельности
(банкротстве), должник имеет возможность попытаться восстановить свою платежеспособность.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О несостоятельности
(банкротстве)» арбитражный суд может ввести процедуру
судебной санации: внешнее управление должником.
Внешнее
управление (судебная санация) процедура банкротства, применяемая
к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий
по управлению должником внешнему управляющему.
Процедура
внешнего управления в первую очередь нацелена на мобилизацию внутренних
ресурсов должника, введение жесточайшего внутрифирменного контроля и учета, особенно
за денежными потоками. Однако при недостаточности внутренних ресурсов должника
для восстановления его платежеспособности, возможно привлечение и финансовых ресурсов
третьих лиц (инвесторов).
Одной из важных особенностей
процедуры внешнего управления является разработка
внешним управляющим плана внешнего управления,
который должен быть одобрен и утвержден собранием кредиторов должника.
План внешнего управления имуществом должника не имеет строго регламентированной
формы, однако он должен содержать исчерпывающие обоснования возможности достижения
в установленные арбитражным судом сроки (в общем случае не более 12 месяцев,
данный срок может быть продлен не более чем на 6 месяцев) целей внешнего управления
восстановления платежеспособности организации-должника.
Кроме того,
осуществление внешнего управления обусловлено введением
моратория на осуществление требований кредиторов к должнику на весь срок внешнего
управления. Следует отметить также, что проведение мероприятий, направленных на
восстановление платежеспособности должника, осуществляется под наблюдением его
кредиторов.
Помимо судебных процедур, направленных
на оздоровление организации-должника с целью предотвращения ее ликвидации, существует
широкий спектр возможностей финансового оздоровления должника во внесудебных
процедурах.
При этом роль кредиторов в ряде случаев может быть столь
же значимой как и в судебных процедурах, однако инициатива
в проведении мероприятий, направленных на восстановление и укрепление платежеспособности
предприятия как правило исходит от самого предприятия либо его собственника.
Федеральным
законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)»
предусмотрен комплекс мер по предупреждению банкротства организаций.
Так,
учредители (участники) должника - юридического лица, собственник имущества должника
- унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления
обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.
В рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая
помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных
платежей и восстановления платежеспособности должника. Данная процедура является
процедурой досудебной санации.
Кроме того, в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2264 «О мерах
по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий»
и иных нормативных актов, со стороны государства, до сих пор остающегося крупным
собственником, осуществляются внесудебные процедуры, направленные на финансовое
оздоровление организаций, в отношении государственных предприятий, а также организаций
c долей участия государства в уставном капитале не менее 25%.
Проведение ряда таких процедур в отношении предприятий, признаваемых «неплатежеспособными»
в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая
1994 года № 498, обусловлено наличием плана финансового
оздоровления (бизнес-плана), который должен
включать мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержанию эффективной
хозяйственной деятельности.
Следует отметить, что наличие разработанного
и в установленном порядке утвержденного бизнес-плана
является одним из основных условий предоставления неплатежеспособной организации
государственной финансовой поддержки.
Типовая форма плана
финансового оздоровления (бизнес-плана) и методические рекомендации по
его составлению утверждены распоряжением Федерального управления по делам о
несостоятельности (банкротстве) от 05 декабря 1994 года № 98-р.
К
началу 1997 г. в соответствии с данными рекомендациями было разработано несколько
сотен планов финансового оздоровления неплатежеспособных организаций.
| |