|
| Структурно-логические
схемы | |
Выяснив, что назначение оценки
заключается в определении рыночной или иной стоимости
объекта оценки с целью эффективного управления и
распоряжения им, давайте определим, кто же участвует в этом процессе, и в отношении
каких именно объектов он возможен.
Процесс оценки
предполагает наличие оцениваемого объектов и субъектов
оценки. Субъектами
оценочной деятельности являются физические и юридические
лица, а также органы государственной власти и саморегулируемые организации оценщиков,
т. е. все те, кто заказывает оценку, проводит
ее, регулирует и контролирует, а также является потребителем оценочных
услуг.
К субъектам
оценочной деятельности можно отнести:
-
органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований;
- оценщиков, являющихся
индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами;
- профессиональные
объединения оценщиков;
- заказчиков оценщиков
юридических и физических лиц, по инициативе которых на основании заключенного
между ними и оценщиком в письменной форме договора
проводится оценка того или иного объекта;
- потребителей оценочных
услуг юридических или физических лиц, а
так же органов исполнительной власти, использующих информацию, содержащуюся в
отчете об оценки.
Вместе с
тем, действующим сегодня законом об оценочной деятельности
регулируются взаимоотношения только между непосредственными участниками процесса
оценки тем, кто оценивает и тем, кто заказывает
оценку.
Оценивать объекты могут физические лица оценщики,
которые являются либо индивидуальными предпринимателями, либо работниками оценочных
компаний.
В последнем случае, именно
оценочная компания
заключает с заказчиком договор на оценку объекта
оценки.
В
Федеральном законе от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности
в Российской Федерации» в ст. 4 субъектами
оценочной деятельности признаются с одной стороны,
юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность
которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой
потребители их услуг (заказчики).
Таким образом, оценщики
и заказчики это субъекты оценки «первого уровня», всех остальных
можно отнести к субъектам «второго уровня».
Органы власти
участвуют в формировании порядка и определении требований и условий для осуществления
оценочной деятельности посредством разработки, принятия
нормативных правовых актов и их реализации исполнительными органами власти, осуществляющими
также и контроль за деятельностью оценщиков.
Во избежание зарегулированности оценочной деятельности
и в целях более точного отражения существующих реалий экономической жизни в нормативных
правовых актах органов власти предполагается целесообразным активное участие в
процессе нормотворчества самих оценщиков.
Что касается потребителей оценки, то ими не обязательно
являются заказчики.
Потребителем оценки,
может быть любой участник оценочной деятельности,
в том числе и органы власти (выступающие в роли собственника государственного
или муниципального имущества, например, при приватизации последнего).
Интересы заказчика оценки и потребителя результатов
оценки могут в таком случае не совпадать.
Так,
например, если независимым оценщиком проводится
оценка объекта для определения стоимости для целей
налогообложения, то в данном случае потребителем услуг независимого оценщика
будут являться налоговые органы, использующие информацию, содержащуюся в отчете
об оценке объекта оценки
для контроля правильности исчисления налогооблагаемой базы и амортизационных отчислений
на этот вид имущества, заказчиком будет выступать налогоплательщик, и интересы
этих двух сторон будут противоположны.
Ответственность за точность
полученных в процессе оценки результатов (стоимости)
полностью лежит на оценщике. Однако отметим, что
на заказчике должна лежать ответственность за достоверность и полноту предоставляемых
оценщику сведений об объекте оценки, а если возможно,
то и прямой доступ оценщика к объекту.
В
целях защиты интересов потребителей услуг оценщиков
Минимущетвом России принято распоряжение от 02.09.2002 № 3062-р «О
совете потребителей оценочных услуг». В соответствии с указанным распоряжением
Минимуществом России ведется работа по созданию Совета потребителей оценочных
услуг, в который будут входить представители крупнейших
организаций, пользующихся данными услугами.
В случае,
когда основанием для проведения оценки является
договор об оценке,
на отношение сторон в полной мере распространяются требования гражданского законодательства
и вышеуказанного Закона в частности.
В соответствии с законом в договоре
об оценке заказчиком, равно как оценщиком
могут являться как физические лица, так и юридические, причем заказчиком в отличие
от оценщика может быть физическое лицо, не имеющее
статуса индивидуального предпринимателя. Отношения между этими двумя сторонами
оформляются в договоре об оценке конкретного объекта
оценки, ряда объектов оценки либо долговременное
обслуживание заказчика по его заявлениям.(статья 9 Федерального
закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской
Федерации»)
Следует отметить, что термин
«оценщик» употребляется в двух смыслах,
во-первых, «оценщик» оценочная
фирма или индивидуальный предприниматель, осуществляющий оценочную деятельность,
во-вторых, «оценщик» физическое
лицо, профессионально осуществляющее оценочную деятельность.
Профессия
оценщика появилась в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов
и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда Российской Федерации
от 21.08.98 № 37.
Таким образом, осуществлять оценочную деятельность
могут индивидуальные предприниматели, юридические лица, обладающие общей правоспособностью,
и юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, при условии соответствия
этой деятельности их уставным целям и получения лицензии на осуществление оценочной
деятельности с учетом соблюдения условий осуществления оценочной деятельности.
В нашей стане в настоящее время для осуществления оценочной деятельности
необходимо иметь лицензию Минимущества.
Количество действующих лицензий
на 01.04.2003 г. составило 5219, из них в Москве 775, в Московской области
211, в г. Санкт-Петербурге 207, в Ленинградской области
31.
Рынок услуг оценочных фирм и индивидуальных предпринимателей в настоящее
время достаточно сбалансирован, что наглядно представлено на диаграмме. (см.
ниже)
Более трети оценщиков осуществляет свою деятельность
в Центральном федеральном округе, каждый пятый участник рынка действует в Приволжском
федеральном округе, примерно каждый десятый в Южном, Сибирском, Северо-Западном
и Уральском федеральном округах, более четырех процентов лицензированных оценщиков
в Дальневосточном федеральном округе.
Объект
оценки. В соответствии со статьей 5 Закона к объектам оценки относятся:
-
отдельные материальные объекты (вещи);
- совокупность вещей, составляющих
имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое,
в т. ч. предприятия);
- право собственности и иные вещные права на
имущество или отдельные вещи из состава имущества;
- права требования, обязательства
(долги);
- работа, услуги, информация;
- иные объекты гражданских
прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность
их участия в гражданском обороте.
В зависимости от объекта
оценки, учитывая особенности методики и технологии, можно выделить несколько направлений
специализации или видов оценочных работ, например, оценка станков, машин, оборудования,
транспортных средств; оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности;
оценка недвижимости и земли, оценка предприятия (бизнеса).
Распределение оценочных услуг по четырем основным специализациям в настоящее время
выглядит следующим образом: Основные виды оценочных услуг в российской Федерации
(по специальности)
В
целом видно равномерное представление оценки стоимости
различных видов собственности как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской
Федерации, а именно: услуги по оценке стоимости предприятия (бизнеса) и оценке
стоимости недвижимого имущества по количеству примерно одинаковы, занимают лидирующее
место и составляют немногим менее трети рынка, на втором месте услуги по оценке
стоимости машин, оборудования и транспортных средств почти четверть рынка,
а оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности составляет
пятую часть.
Сравнительный анализ распределения основных четырех видов
оценочных услуг также показывает примерную сбалансированность их предоставления
заказчикам в разрезе каждого федерального округа. Так, удельный вес услуг по оценке
стоимости предприятия (бизнеса) колеблется от 26% в Центральном федеральном округе
до 31%, в Приволжском федеральном округе, количество услуг по оценке стоимости
недвижимого имущества от 27% в трех до 29% в четырех округах, по оценке стоимости
машин, оборудования и транспортных средств от 22% до 24%, а оценка стоимости
нематериальных активов и интеллектуальной собственности от 20% до 22%.
Распределение оценочных услуг по специализации в разрезе федеральных
округов представлено в таблице (см.ниже).
| |