|
| Схемы
к п. 2.5. | |
Одним из факторов регулирования
оценочной деятельности является лицензирование
оценочной деятельности.
Федеральный закон от 29.07.98 № 135-ФЗ
«Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в статье 23
которого было установлено, что оценочная деятельность подлежит лицензированию,
вступил в законную силу 03.08.98, однако, само Положение
о лицензировании долгое время находилось в стадии разработки.
Это
привело к тому, что в ряде регионов, в том числе и в Москве, были приняты собственные
нормативные акты, регламентирующие лицензирование этого вида деятельности. В случае
если лицензиат имеет ранее выданные ему органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации лицензии, то действие этих лицензий прекратилось с 16.07.2001
момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации
от 11.04.2001 № 285 «О лицензировании оценочной деятельности»,
и переоформлению не подлежат. В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании
оценочной деятельности, утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства
Российской Федерации, органом, осуществляющим лицензирование, было определено
Министерство имущественных отношений Российской Федерации.
Кроме
того, определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2001 Дело № 5-г01-13
признано недействительным распоряжение Мэра Москвы от 21.04.99 № 388-рм «О
лицензировании оценочной деятельности в городе Москве». Таким образом,
можно сказать, что законность выданных ранее органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации лицензий поставлена под сомнение, и все они, безусловно,
утратили юридическую силу с 16.07.2001 момента вступления в силу постановления
Правительства Российской Федерации от 11.04.2001 № 285 «О лицензировании
оценочной деятельности».
После вступления в силу указанного постановления
Правительства, мы имеем единое правовое поле лицензирования
оценочной деятельности. Государство взяло этот вид деятельности под свой
жесткий контроль, а это значит, что с рынка уходят нелегальные оценщики,
сокращается число недобросовестных сделок. С 16.07.2001 оценочная
деятельность без лицензии рассматривается как незаконное предпринимательство,
договоры могут быть признаны недействительными, и доходы, полученные оценщиком
в результате выполнения работ, могут быть обращены налоговой инспекцией в доход
государства.
Ранее в соответствии с п. 4 Положения о лицензировании
оценочной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 11.04.2001 № 285 лицензия выдавалась на осуществление следующих работ
(услуг) в области оценочной деятельности:
а)
оценка стоимости недвижимого имущества; б) оценка
стоимости машин, оборудования и транспортных средств; в)
оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности; г)
оценка стоимости предприятия (бизнеса).
08.08.2001 был принят новый
Федеральный закон № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Закон вступил в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования,
т. е. 10.02.2002. Данный закон упростил процедуру получения лицензий,
а также сократил число видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию.
Однако,
оценочная деятельность, наоборот, появилась в перечне
услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с вышеназванным Законом.
Для
того чтобы вышеупомянутый Закон стал работающим, в целях реализации статей 18
и 20 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»
необходимо привести нормативные акты Правительства Российской Федерации и Президента
Российской Федерации в соответствии с нормами закона.
В связи со вступлением
в силу вышеназванного Закона, статья 17 которого называет как вид лицензируемой
деятельности оценочную деятельность, не разделяя ее на работы (услуги), принято
новое Положение о лицензировании оценочной деятельности,
утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002
№ 395, соответствующее требованиям вышеназванного Закона.
В настоящее
время выдаются лицензии нового образца на осуществление
оценочной деятельности без разделения на работы
(услуги) со сроком действия 5 лет. Лицензии, выданные до 10.02.2002, будут сохранять
юридическую силу до окончания срока своего действия.
Для
получения лицензии соискатель лицензии представляет
в лицензирующий орган следующие документы:
а)
заявление о предоставлении лицензии с указанием: для юридического лица наименования,
организационно-правовой формы и места его нахождения; для индивидуального
предпринимателя фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа,
удостоверяющего личность; лицензируемой деятельности; б)
копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя
лицензии в качестве юридического (с предъявлением оригиналов в случае, если копии
не заверены нотариусом); копия свидетельства о государственной регистрации
соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением
оригинала в случае, если копии не заверены нотариусом); в)
копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе
(с предъявлением оригинала в случае, если копии не заверены нотариусом); г)
документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим
органом заявления о предоставлении лицензии; д)
копии документов работника (работников), подтверждающих получение профессиональных
знаний в области оценочной деятельности, а также трудовые отношения (приказ (распоряжение)
о назначении на должность, трудовая книжка), заверенные в установленном законодательством
Российской Федерации порядке, для юридического лица; е)
копия документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний
в области оценочной деятельности, для индивидуального предпринимателя.
В
случае если копии документов, указанных в подпункте «д» настоящего
пункта, не заверены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
вместе с копиями представляются оригиналы.
Не допускается требовать
от соискателя лицензии представления документов,
не предусмотренных Положением.
Лицензирующий орган принимает решение
о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии
в срок, не превышающий 40 дней с даты поступления заявления о предоставлении лицензии
со всеми необходимыми документами.
Федеральный
закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ установил следующие лицензионные сборы:
- за
рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается
лицензионный сбор в размере 300 рублей;
- за предоставление лицензии взимается
лицензионный сбор в размере 1000 рублей;
- за переоформление документа, подтверждающего
наличие лицензии, взимается плата в размере 100 рублей, которая зачисляется в
соответствующий бюджет;
- за предоставление информации, содержащейся в реестре
лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах, взимается плата в размере 10
рублей.
В связи со вступлением в силу нового Закона, так
как оценочная деятельность включает в себя, соответственно,
оценку предприятия (бизнеса), одним из лицензионных требований выступает наличие
у соискателя лицензии диплома, подтверждающего получение оценщиком
образования по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)»
с количеством аудиторных часов более 800.
Положение
о лицензировании оценочной деятельности, утвержденное постановлением Правительства
от 07.06.2002 № 395 «О лицензировании оценочной деятельности» устанавливает
следующие требования к лицензиатам:
а)
соблюдение лицензиатом требований законодательных и иных нормативно-правовых актов
Российской Федерации по вопросам оценочной деятельности; б)
наличие в штате юридического лица как минимум одного работника, для которого данное
юридическое лицо является основным местом работы, имеющего соответствующую квалификацию
в области оценочной деятельности, полученную в соответствии с согласованными с
уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением
оценочной деятельности в Российской Федерации профессиональными образовательными
программами и подтвержденную документом об образовании; в)
наличие у индивидуального предпринимателя соответствующей квалификации в области
оценочной деятельности, полученной в соответствии с согласованными с уполномоченным
Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной
деятельности в Российской Федерации профессиональными образовательными программами
и подтвержденной документом об образовании; г)
повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации в области оценочной деятельности
работника (работников) юридического лица, и индивидуального предпринимателя; д)
страхование гражданской ответственности лицензиата путем заключения договора страхования
по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо
по конкретному договору об оценке объекта оценки; е)
предоставление по запросу лицензирующего органа документов и информации, необходимых
для контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий.
На
этапе выдачи лицензии лицензирующий орган не требует
договор страхования ответственности, хотя это одно из лицензионных требований.
Однако
после получения лицензии это требование является
обязательным.
Соискателями лицензии на осуществление оценочной деятельности
являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются хозяйствующими
субъектами.
В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.91 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных
рынках» хозяйствующие субъекты российские
и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации),
некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской
деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов,
а также индивидуальные предприниматели.
В соответствии со ст. 7 вышеназванного
закона запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих
субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами
органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными
актами Российской Федерации.
Таким образом, не могут быть соискателями
лицензий органы государственной власти.
Филиалы
и представительства также не могут быть соискателями лицензий,
так как не являются юридическими лицами.
Иностранные
инвесторы могут быть соискателями лицензии при условии: 1)
если они созданы на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом
Российской Федерации и другими федеральными законами; 2)
если они зарегистрированы в органах юстиции; 3)
если они аккредитованы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; 4)
наличия филиала иностранного инвестора на территории Российской Федерации.
Хотелось
бы обратить внимание на то, что главными законодательными актами, которые необходимо
соблюдать лицензиатам, являются Федеральный закон
от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
и «Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности»,
утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001
№ 519, согласно которому разработка и утверждение методических рекомендаций
по оценочной деятельности применительно к различным
объектам оценки (по согласованию с федеральными органами исполнительно власти,
осуществляющими регулирование в соответствующей сфере деятельности), видам стоимости
объекта оценки, проведению оценки, а также экспертизы отчетов об оценке, было
возложено на Минимущество России. Чтобы защитить потребителя услуг оценочной
деятельности, лицензии содержат, наряду с
иными данными, данные о сотруднике, который имеет соответствующие профессиональные
знания в области оценочной деятельности.
Это может быть и один специалист, а может и 10 специалистов. Со стороны Закона
это требование выражено в п. 5(г) и п. 24(г) Положения о лицензировании оценочной
деятельности, в которых обращается внимание на то, что в штате работников
юридического лица должен быть хотя бы один сотрудник, имеющий документ об образовании,
подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной
деятельности.
В настоящее время в среднем в лицензии
включают двух сотрудников, имеющих соответствующие профессиональные знания
в области оценочной деятельности.
Документом,
подтверждающим наличие в штате сотрудника, имеющего соответствующие профессиональные
знания в области оценочной деятельности, является
его трудовая книжка, а также приказ (распоряжение) о приеме его на работу. В случае
с гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, трудовая книжка не требуется, т. к. он сам должен обладать профессиональными
знаниями оценщика. Была предпринята попытка оспорить данное требование.
Так,
в Верховный Суд Российской Федерации предпринимателем из города Воронежа было
подано заявление об оспаривании нормативного правового акта в части обязательного
наличия у индивидуального предпринимателя документа об образовании, подтверждающего
получение соответствующих профессиональных знаний, как условия получения им лицензии
на осуществление оценочной деятельности.
Доводы заявителя сводились к тому, должны быть предъявлены различные требования
к квалификации индивидуального предпринимателя и руководителя юридического лица,
осуществляющих оценочную деятельность. Однако это
ограничение противоречит части первой п. 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской
Федерации, устанавливающей свободу осуществления гражданами (включая индивидуальных
предпринимателей) своих гражданских прав, в т.ч. право индивидуального предпринимателя
осуществлять оценочную деятельность силами привлеченных по трудовому или иному
договору работников, но от имени предпринимателей (так же как работники юридического
лица осуществляют деятельность от своего имени).
При этом, согласно части
второй п. 2. статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ограничение
гражданских прав, включая установленное статьей 18 Гражданского кодекса Российской
Федерации право на осуществление предпринимательской деятельности любым не запрещенным
законом способом, допускается только федеральным законом. Этому требованию оспариваемое
Положение не удовлетворяет.
Решением Верховного Суда Российской Федерации
данные доводы не были приняты во внимание и в заявленных требованиях отказано.
В
приложении к лицензии указывается специалист, который
обладает профессиональными знаниями оценщика в соответствующей
области оценки. В случае если заявленный в лицензии сотрудник уволился с работы,
лицензиат обязан уведомить об этом лицензирующий орган в порядке, установленном
п. 18 Положения о лицензировании оценочной деятельности.
При этом
сама лицензия не переоформляется, а лишь вносятся
изменения в приложение к лицензии и, соответственно,
в реестр лицензий. Если же в штате не остается
ни одного сотрудника, имеющего соответствующие профессиональные знания в области
оценочной деятельности, то лицензия
может быть приостанавлена по причине несоблюдения лицензионных требований и условий.
Учитывая,
что лицензия на осуществление оценочной деятельности
только одна, но в ней до 10.02.2002 указывались работы (услуги) в области оценочной
деятельности, соискатель лицензии при наличии в его штате сотрудника, имеющего
документ об образовании, например, по программе «Оценка недвижимости«
более 500 часов, мог получить лицензию на осуществление
работ (услуг) только по оценке недвижимости и так далее.
В случае если
на момент подачи заявления о выдаче лицензии в штате был работник, прошедший профессиональную
переподготовку по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)»
более 800 часов, организация имела право на получение лицензии на осуществление
оценочной деятельности с указанием всех работ (услуг)
в области оценочной деятельности, а в настоящее
время имеет право на получение лицензии нового образца
на осуществление оценочной деятельности без разделения на работы (услуги).
Подготовка
оценщиков является одним из основных вопросов создания
полноценной профессиональной среды. Развитие учебного процесса является приоритетным
направлением в вопросах подготовки и переподготовки оценщиков.
В целях
реализации положений Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной
деятельности в Российской Федерации» были разработаны «Государственные
требования к программам профессиональной переподготовки оценщиков», утвержденные
Министерством образования 12.05.2000г..
Кроме того, распоряжением
Минимущества России от 03.11.2000 № 946-р создана комиссия по рассмотрению
образовательных программ в области оценочной деятельности,
в целях повышения качества осуществления оценочной деятельности в Российской Федерации,
обеспечения лицензирования оценочной деятельности, а также контроля за соответствием
образовательных программ образовательных учреждений, осуществляющих подготовку
специалистов в области оценочной деятельности, государственным стандартам и требованиям,
в целях обеспечения высокого уровня подготовки специалистов, осуществляющих работы
(услуги) в области оценочной деятельности.
Программы, выносившиеся на согласование
образовательными учреждениями, также учитывали разделение оценочной
деятельности на виды и теперь пересмотрены.
Министерством имущественных
отношений установлена необходимость для соискателей с 10.02.2002 предоставлять
в Минимущество России копии документов об образовании, подтверждающих получение
профессиональных знаний в области оценочной деятельности
в соответствии с согласованными Минимуществом программами, которые перечислены
в приложении № 1 к информационному сообщению, размещенному на официальном сайте
Минимущества России в сети Интернет. Программы профессиональной переподготовки
по программе, например, «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)»
предусматривают количество аудиторных часов более 800.
Приложение № 2
к указанному сообщению содержит перечень образовательных программ, дипломы об
обучении по которым могут быть использованы для поддержания лицензий на осуществление
оценочной деятельности, полученных до 10.02.2002
и предусматривающих разделение на работы (услуги). Это, например, оценка стоимости
недвижимости с количеством аудиторных часов более 500.
Перечень образовательных
учреждений, прошедших согласование образовательных программ в области оценочной
деятельности в Министерстве имущественных отношений Российской Федерации, публикуется
на официальном сайте Министерства в сети Интернет (www.mgi.ru).
| |