|
| Структурно-логические
схемы | |
Работа оценщика с внутренней финансовой документацией
проводится по следующим направлениям:
- Инфляционная
корректировка;
- Нормализация бухгалтерской отчётности;
- Трансформация
бухгалтерской отчетности;
- Вычисление относительных показателей
4.3.1.Инфляционная
корректировка отчетности в процессе оценки |
Целью инфляционной корректировки
документации является приведение ретроспективной информации
за прошедшие периоды к сопоставимому виду; учёт инфляционного изменения цен при
составлении прогнозов денежных потоков и ставок дисконта.
Покупательная
способность денег снижается с увеличением общего уровня цен на товары и услуги.
Изменения покупательной способности денег приводят к тому что финансовая отчетность,
не скорректированная с учетом инфляции, не отражает реального состояния дел на
предприятии.
Простейшим способом корректировки является переоценка всех
статей баланса по изменению курса рубля относительно курса более стабильной валюты,
например, американского доллара.
Пример. Оборудование было приобретено
в 1996 году за 1 млн. руб. ( курс рубля по отношению к доллару на дату приобретения
5550 : 1).
На дату оценки курс рубля к доллару составил 5750 : 1, следовательно,
скорректированная стоимость покупки оборудования в 1997 году составила 5750
: 5550 х 1 000 000 = 1 036 036 руб. или 180.2 дол.
Этот способ имеет
свои достоинства и недостатки. Главное достоинство
простота и возможность работы без большого объёма
дополнительной информации. С другой стороны, корректировка по курсу валюты даёт
неточные результаты в силу того, что курсовые соотношения рубля и доллара не совпадают
с их реальной покупательной способностью.
Более точной является переоценка
статей актива и пассива баланса по колебаниям уровней товарных цен. Она может
быть ориентирована как на товарную массу в целом, так и на каждый конкретный товар
или товарную группу.
Распостраненным методом освобождения финансовой отчетности
от инфляции является метод учета изменения общего
уровня цен.
Использование данного метода позволяет
абстрагироваться от материально-вещественной структуры активов предприятия и делать
упор на общей оценке всего имущества с учетом покупательской способности денежной
единицы и ее колебаний во времени, отражающих изменение среднего уровня цен. Этот
метод заключается в том, что различные статьи финансовых отчетов рассчитываются
в денежных единицах одинаковой покупательной силы (в рублях базового или текущего
периода на отчетную дату). Для пересчетов используется либо индекс динамики валового
национального продукта, либо индекс потребительских или оптовых цен.
Универсальная формула пересчета статей баланса и финансовых отчетов в денежные
единицы одинаковой покупательной силы имеет следующий вид:
где
В реальная величина
статьи, скорректированной по уровню инфляции, руб.; В
номинальная величина статьи по данным бухгалтерского учета и отчетности,
руб.; i индекс
инфляции на момент или за период анализа; i
индекс инфляции в базовом периоде или на начальную дату отслеживания величины
статьи баланса.
Инфляционной корректировке по индексам i
: i должны подвергаться
лишь так называемые неденежные статьи: основные средства (в том числе нематериальные
активы), производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция,
малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, обязательства, которые должны быть
погашены поставкой определенных товаров и (или) оказанием определенных услуг.
Напротив, денежные статьи (денежные средства, дебиторская и кредиторская задолженность,
кредиты, займы, депозиты, финансовые вложения) независимо от изменения общего
уровня цен инфляционной корректировке не подлежат. В данном случае речь не идет
о нормализующих корректировках отчетности в процессе оценки.
На практике
пересчет по индексу изменения общего уровня цен осуществляется в несколько этапов.
На первом
составляют финансовую отчетность в учетных ценах, т. е. с использованием
первоначальных оценок.
На втором
проводят классификацию всех статей отчетности на денежные и неденежные.
На третьем
денежные статьи пересчитываются по текущим ценам с помощью общих индексов цен,
взятых по годам приобретения активов (возникновения обязательств).
Баланс
по активу и пассиву достигается регулированием статьи «Нераспределенная
прибыль». На четвертом этапе составляют переоцененную отчетность и рассчитывают
прибыль (убыток) от изменения покупательной способности денежной единицы в отчетном
периоде.
Сам показатель изменения покупательской способности денежной
единицы определяют с помощью общего индекса цен путем пересчета денежных активов
и обязательств на начало и конец года и последующего их сравнения.
Оценка
неденежных активов (обязательств) в денежных единицах одинаковой покупательной
силы осуществляется следующим образом. Все активы группируются по годам их приобретения
(возникновения). Для каждого года стоимостная оценка группы объектов пересчитывается
с использованием индексов цен текущего года и года приобретения объектов, а затем
результаты суммируются. Механизм пересчета неденежных статей баланса можно
выразить формулой:
где
P оценка
всех активов в денежных единицах одинаковой покупательной способности, руб.; P
цена приобретения i-го актива, руб.; i
общий текущий индекс цен; i
общий индекс цен в год приобретения i-го объекта
Пример.
Определение скорректированной величины основных средств. Оборудование было приобретено
в 1975 г. за 50000 руб.; индекс цен в год приобретения 116,3; текущий индекс
цен 339,6. Скорректированная стоимость оборудования в сопоставимых ценах
составит в текущем году:
50000 x 339,6 : 116,3 = 146002.
Метод
корректировки финансовых отчетов по изменению общего уровня цен
повышает реалистичность анализа, позволяет достаточно точно установить размеры
дополнительной прибыли или убытка, возникающих у предприятия в связи с изменением
покупательной способности денег. Однако данный метод не учитывает разную степень
изменения стоимости отдельных активов.
Таким
образом, анализируя внешние условия функционирования фирмы (предприятия)
оценщик ставит своей целью:
- описание
инвестиционного климата в стране и отрасли на период, приближенный к дате оценки
и на прогнозируемый период;
- проводит внешние маркетинговые исследования,
объясняющие условия сбыта продукции и динамики спроса на нее;
- на основе
анализа внешней информации оценщик определяет степень (величину) систематического
и отраслевого риска, который учитывается при расчете ставок дисконта, рыночных
мультипликаторов, коэффициента капитализации и определении итоговой величины стоимости
предприятия.
| |