|
| Структурно-логические
схемы | |
Внутренняя
информация характеризует деятельность оцениваемого
предприятия. Если читатель отчета не знаком с предприятием, он должен получить
максимально полную и точную информацию, чтобы понять особенности оцениваемого
предприятия.
Данный информационный блок обычно включает:
- ретроспективные
данные об истории компании;
- описание маркетинговой стратегии предприятия;
-
характеристику поставщиков;
- производственные мощности;
- рабочий
и управленческий персонал;
- внутреннюю финансовую информацию (данные бухгалтерского
баланса, Отчета о финансовых результатах и движении денежных средств за 35
лет);
- прочую информацию.
Если на предприятии разработан
бизнес-план, то в разделе, посвященном описанию предприятия, приводятся
основные сведения о предприятии: виды деятельности, характеристика отрасли, факторы,
влияющие на занятость предприятия, основные показатели текущего финансового состояния
предприятия и т. д.
Кроме того, в бизнес-плане должны быть следующие
данные:
организационно-правовая форма, размер уставного капитала, сведения
о владельцах наибольших долей уставного капитала, контрольных пакетов акций, принадлежность
предприятия к концернам, ассоциациям, холдингам.
История
компании. В отчете описывается процесс производства продукции
по каждому виду производимой продукции и начинается описание с истории компании.
Маркетинговая
стратегия предприятия. Маркетинговая стратегия предприятия
определяется внешними факторами, о которых речь шла в предыдущем
параграфе, а также фазой жизненного цикла производимых товаров (см. рис.
ниже) и наличием производственных мощностей. I-II
периоды разработка и внедрение товара на рынок;
III
период рост объёмов продажи товара. Увеличение
объёмов сбыта продукции обеспечивает преодоление предприятием так называемой
точки безубыточности. Условно-постоянные издержки фиксированы и выручка покрывает
растущие переменные затраты;
IV период
период насыщения рынка производимой продукцией, предельная отдача снижается.
V период сокращение
объёмов реализации, необходимость выработки дальнейшей стратегии: модернизация
выпускаемой продукции или освоение новой. Анализируя маркетинговую
стратегию предприятия оценщик должен сопоставить следующую информацию:
- объёмы
продаж за прошлый (ретроспективный), текущий и прогнозируемый периоды;
-
себестоимость реализованной продукции;
- цены товаров и услуг, их динамика;
- прогнозируемое
изменение объемов спроса;
- производственные мощности.
Производственные
мощности. Объём выпускаемой продукции определяется с
одной стороны спросом на нее, а с другой наличием производственных мощностей
для её производства. Поэтому оценщик, особенно при составлении прогнозов, учитывает
данные о наличии производственных мощностей на предприятии с учетом будущих капиталовложений.
Пример.
Анализируя рынки сбыта оценщик пришёл к выводу, что с учётом с освоения рынка
стран СНГ можно удвоить объём реализуемой продукции, что составит по годам: 2000
г. 200 млн. шт; 2001 г. 250 млн. шт.
Однако, производственные
мощности предприятия с учетом будущих капиталовложений позволят произвести , соответственно,
следующие объёмы: 2000 г. 180 млн.шт; 2001 г. 200 млн. шт.
В
итоге прогноз объёмов реализуемой продукции будет скорректирован на производственные
мощности.
Рабочий
и управленческий персонал. Данный фактор производства
оказывает серьёзное влияние на величину стоимости предприятия. В компаниях
закрытого типа труд работников может частично компенсироваться акциями компании
(программа участия служащих в прибыли) и работники предприятия могут рассматриваться
как совладельцы предприятия, владеющие определённым пакетом акций.
Управляющий
предприятием может быть ключевой фигурой, обеспечивать эффективное управление
и развитие бизнеса. Данный факт должен быть учтён в процессе оценки, например,
при расчёте ставок дисконта, так как в случае продажи предприятия его планы в
отношении будущей деятельности могут измениться. Наконец, ещё один аспект
анализа данного раздела уровень заработной платы на предприятии в сравнении
со среднеотраслевыми данными. Отклонение в большую или меньшую сторону рассматривается
оценщиком с целью выявления особенностей оцениваемого бизнеса и также может корректироваться
при нормализации отчетности.
Основные источники
информации: - бизнес-план;
- интервью с руководителем
предприятия;
- данные отдела маркетинга;
- ретроспективная финансовая
отчётность.
Внутренняя
финансовая отчётность. Целью анализа текущей и ретроспективной
финансовой отчётности является определение реального финансового состояния предприятия
на дату оценки, действительной величины чистой прибыли, финансового риска и рыночной
стоимости материальных и нематериальных активов.
В зависимости от целей
оценки направления анализа финансового состояния фирмы меняются. Например, если
оценивается стоимость миноритарного (неконтрольного) пакета акций предприятия,
то потенциального инвестора в большей степени будет интересовать прогнозная оценка
рентабельности фирмы, её способности выплачивать дивиденды.
Основные
документы финансовой отчётности, анализируемые в процессе оценки:
- бухгалтерский
баланс;
- отчёт о финансовых результатах;
- отчёт о движении денежных
средств.
Кроме того, могут использоваться и другие официальные
формы бухгалтерской отчётности, а также внутренняя отчётность предприятия.
В
любой компании, особенно закрытого типа, оценщик может почерпнуть информацию из
набора важных документов, а также непосредственно от руководителей предприятия.
Целью
работы оценщика по сбору внутренней информации
являются:
- анализ истории компании с целью выявления будущих
тенденций;
- сбор информации для прогнозирования объемов продаж, денежных
потоков, прибыли;
- учет факторов несистематического риска, характерных
для оцениваемого бизнеса;
- анализ финансовой документации;
- интервью
с руководителями и сбор дополнительной информации, позволяющей сделать оценку
более реалистичной.
| |